Мебель для молодых
А есть ли она? Нужна ли она? Если нужна — то кто отвечает за ее производство? Что думают по этому поводу молодые семьи? Как они выходят из положения? За ответами на эти вопросы выехал в командировку наш корреспондент.
Один из моих собеседников, что называется, с порога отмел тему разговора:
— Мебель для молодежи? Да выдумки все это! Чем она должна отличаться от массовой? Ничем. Пусть молодожены пройдутся по магазинам, там есть все, что им требуется, — и хорошие «стенки», и удобные диван-кровати, и кухонные гарнитуры, и многие другие атрибуты домашнего обихода. Были бы деньги...
Генеральный директор производственного объединения «Волгомебель» Анатолий Кириллович Денисенко был не столь категоричен, сказал в начале нашей беседы уклончиво:
— В наших конструкциях мы стараемся учитывать то, что может заинтересовать молодежь: компактность, практичность, нестандартность. Например, Борская мебельная фабрика выпускает подростковую кровать с раздвижными торцами, Сызранская — удобный раскладной стол, Куйбышевский комбинат — малогабаритную детскую мебель...
— Может быть, «Волгомебель» особенно гордится тем, что в изобилии поставляет в торговлю детские стульчики? — усмехнулся директор крупнейшего в области магазина «Дом мебели» Владимир Трофимович Чекулаев. — Вещь, конечно, необходимая, но для молодой семьи нужно в первую очередь не это. Вот мы как-то получили из ГДР около тысячи молодежных гарнитуров «Юниор»: шифоньер, сервант, две кушетки, письменный стол, два кресла. Расхватали в один миг, потому что сделано красиво, компактно и нестандартно. Наши же поставщики никак не могут развернуться в этом направлении. Их ассортимент — унылое однообразие. Покупательским запросам молодежи вообще ноль внимания. Числом поменее, ценою подороже — вот какая у них забота!
Чекулаев уже лет тридцать торгует мебелью и знает, что говорит. Есть у него и конкретные предложения:
— Если, например, говорить о «стенках», то молодежь просит, чтобы они были небольшими и по возможности универсальными. Вот, скажем, одна из модификаций, как я ее себе представляю. В «стенке» для молодой семьидолжно быть четыре секции — для верхней одежды, для книг, для белья, длятелерадиоаппаратуры. Плюс встроенная в нее полутораспальная кушетка сподъемным механизмом и выдвижнойстол, а в придачу — пара недорогих иудобных вертящихся кресел. Могут быть, конечно, и другие варианты.
А что думают по этому поводу сами молодожены? Кстати, в одной Куйбышевской области ежегодно справляют свадьбы около тридцати тысяч молодых супружеских пар. Кто-то из них живет на всем готовом с родителями; многие, однако, получают комнаты в общежитиях для малосемейных, рано или поздно — отдельные квартиры. Существует ли для них мебельная проблема?
— Зайдешь в магазин — казалось бы, все есть, — говорит шофер одного из автокомбинатов областного центра Александр Киреев. — Начинаешь искать красивый, компактный и недорогой гарнитур для малогабаритной квартиры, а перед тобой громадные и тяжелые, как мамонты, «стенки», сдвоенные кровати величиной с футбольное поле, неуклюжие платяные и книжные шкафы — и ничего того, что нужно. Повернешься и уйдешь несолоно хлебавши. У себя в квартире я сам оборудовал очень удобную и практичную прихожую. Сделал бы и много чего другого, да где достать материалы? Набор из шкафа, диван-кровати, стола и нескольких стульев — вот что в первую очередь нужно молодой семье, — считает инструктор комитета ВЛКСМ авиационного завода Алексей Абзитаров. — Мы с женой после свадьбы несколько месяцев искали по магазинам такой дешевый малогабаритный набор, но только зря потратили время. Пришлось покупать в кредит первые попавшиеся разрозненные вещи. И дорого, и не нравится, а что поделаешь?
— Иным молодоженам родители дарят к свадьбе дорогую обстановку, — вздыхает работница Волжского автозавода Татьяна Осколкова. — А мы, когда с Игорем поженились, на первых порах мечтали всего-навсего о симпатичном и недорогом сборно-разборном стеллаже. Поставить бы внизу чемоданы, на верхние полки — книги, магнитофон, разные мелочи. Но нет в продаже таких стеллажей.
— У многих молодоженов возникает проблема: где разместить радиоаппаратуру, — рассказывает молодой металлург Александр Вохминцев. — Кинулись мы с женой в магазины — ничего не нашли. Купил я тогда в комиссионке старый платяной шкаф, сделал из него неплохой и удобный «пенал», туда и поместил магнитофон с колонками, проигрыватель и пластинки. Приходят в гости друзья, завидуют: «Где достал?» А где достанешь? Нет пока в серийном производстве таких конструкций, чтоб в них нашлось место не только для одежды, белья, посуды и книг, но и специально для телевизора и радиоаппаратуры. Почем у — непонятно. Спрос-то ведь есть!..
— Я бы так сказал, — размышляет архитектор Тольяттинского архитектурно-планировочного управления Владимир Булдыгин. — В той мебели, что нам предлагают, нет демократизма, раскрепощенности и динамизма. Ну, наскребет молодая семья на первых порах, предположим, тысячу рублей. Что она купит за эти деньги? В лучшем случае — так называемую «стенку». Втолкнет это громоздкое сооружение в ограниченное пространство небольшой комнаты, и оно задавит весь интерьер. Его секции — от пола до потолка — стоят намертво, не допускают никаких вариантов ни по вертикали, ни под углом. Выдвижных и выкатных элементов нет и в помине. А молодым нужна мебель, доступная по цене и такая, которую легко можно передвигать и трансформировать, создавая из блочно-ящичных модулей новые интересные варианты. Один мой знакомый, например, сам сделал съемно-разъемные стеллажи, установил на полках в живописном расположении кубические ящики из фанеры, время от времени создает из них новые композиции, и смотреть на эту самодельную конструкцию всегда приятно.
Так что мебель для молодежи — это проблема, и у нее глубокие корни. Лет десять назад с ней вплотную столкнулся, кстати сказать, и нынешний генеральный директор «Волгомебели» А. Денисенко (правда, работал он тогда в другой организации). Не располагая крупными средствами, а главное — не отыскав в магазинах того, что было нужно, Анатолий Кириллович сам взялся за дело. Целый год понадобился ему, чтобы раздобыть материалы и соорудить в своей квартире многовариантный удобный шкаф во всю стену. С тех пор повзрослела и зажила самостоятельной семейной жизнью его дочь, которая просит теперь: «Папа, сделай и мне такой же».
Проблема была и остается. Правда, в областном центре имеется небольшая «отдушина»: производственное объединение «Куйбышевгормебельбыт» ежегодно изготавливает на полмиллиона рублей нестандартной мебели по индивидуальным заказам населения — принеси эскиз, растолкуй свой замысел и жди открытку с уведомлением. Но у этого объединения не хватает площадей, мощностей и рабочих рук, плохо со снабжением (бытовики в этом отношении вообще как пасынки у недоброй мачехи). Отсюда и очереди, и долгие сроки выполнения заказов, и их высокая стоимость. Да и существует эта «отдушина» пока только в Куйбышеве. От иногородних заказы не принимают: управиться бы с теми, что поступают от «своих». А как быть живущим в Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани, Чапаевске и других городах, не говоря уже о селах?
На территории области — пять мебельных предприятий. Может быть, стоило бы создать при них участки для изготовления нестандартной мебели по заказам населения, в том числе молодоженов?
— Да вы что? — отвергает подобную мысль генеральный директор «Волгомебели» А.Денисенко. — Во-первых, это совершенно не входит в наши обязанности — пусть бытовики ломают голову над такой проблемой. Во-вторых, с экономической точки зрения это нам невыгодно. Гораздо выгоднее серийно выпускать небольшой ассортимент рентабельных изделий с наименьшим числом типоразмеров. В прошлом году мы на этом получили 800 тысяч рублей сверхплановой прибыли. Чем плохо?
Неплохо, конечно. Восемьсот тысяч на дороге не валяются. Но не валяется там и мебель для молодых семей! Многие, с кем довелось разговаривать на эту тему, предлагают открыть в Куйбышеве и Тольятти — самых крупных городах области — специализированные магазины "Мебель для молодежи», наладив там продажу не только готовых изделий, но и мебельных деталей, полуфабрикатов, некондиционных отходов, фурнитуры и т. д. Эту идею поддерживает и директор Сыэранской мебельной фабрики А. Анастасиев.
— Если открыть специализированные магазины, — считает Альберт Андреевич, — это подстегнет и торговлю, и промышленность к более решительным действиям. Многих, в том числе и наш коллектив, заставит думать, искать решение проблемы.
Студенты архитектурного факультета Куйбышевского инженерно-строительного института, молодые дизайнеры Волжского автозавода, многие другие энтузиасты предлагают: «Давайте проведем областной конкурс на лучшую молодежную мебель, устроим выставку наиболее интересных и перспективных образцов, а промышленность пусть потом осваивает изготовление самых удачных модификаций!..»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Знаете ли вы своего участкового инспектора?
Совершено преступление. Как жить дальше человеку, совершившему его?