Среди жителей города Йошкар-Олы и близлежащих деревень издавна бытовала легенда о существовании в Йошкар-Оле подземных ходов. Как утверждалось в легенде, здания нынешних пивоваренного завода, прокуратуры и одного из цехов завода торгового оборудования связаны подземными «дорогами». Рассказывалось, что один подземный ход проходит под дном реки Малая Кокшага и связывает город с лесом, находящимся в двух километрах от Йошкар-Олы.Однако никаких фактов, указывающих на существование подземных ходов, не было. Легенда оставалась легендой...
В начале нашего века некто В. А. Мошков, побывавший в Йошкар-Оле, в своих путевых заметках, опубликованных в приложении к журналу «Нива» за 1901 год, сообщал: «В XVI столетии вокруг Царевококшайска (дореволюционное название Йошкар-Олы. - И. Л.) не только шли укрепленные валы, но и были деревянные стены с башнями. Судя по положению рвов, можно думать, что древнее укрепление совпадало с центром современного города. Сюда входят: теперешняя базарная площадь, Троицкая церковь и собор...» «Из дома, в котором теперь помещается городское училище, по словам легенды, шло множество подземных ходов. Во-первых, в подземные подвалы, лежавшие под домом или под его двором; во-вторых, неизвестно зачем под колокольню соседней Вознесенской церкви, куда, кроме того, шла крытая галерея; в-третьих, подземный ход проходил на мельницу под дном реки Кокшаги; в-четвертых, - к сосняку, и, в-пятых, - в одно место, отстоящее на 34 версты...»
Излагая результаты осмотра дома городского училища, Мошков пишет, что в этом доме действительно есть много загадочных особенностей, наводящих на мысль о подземных ходах.
Сообщение Мошкова, опубликованное почти шестьдесят лет назад, было едва ли не единственной попыткой обосновать достоверность сведений, лежавших в основе легенды.
...19 мая 1960 года в городе Йошкар-Оле произошло необычайное происшествие: на перекрестке улиц Красноармейской и К. Маркса - самой оживленной магистрали - обвалилась часть проезжей асфальтированной дороги. Образовалась глубокая яма диаметром около двух метров. В месте провала обнаружилось соединение трех подземных ходов, идущих в разные стороны: по направлению к зданию прокуратуры, в сторону пивзавода и к реке Малая Кокшага...
Кто, когда и с какой целью прокладывал эти подземные пути, какова их длина, связывают ли они город с лесом, - ответить на эти вопросы пока что трудно. Бесспорным является лишь тот факт, что подземные сообщения под городом существуют. Построены они технически грамотно и очень прочно. Ширина ходов и высота их - около двух метров, стенки ходов выложены кирпичом и облицованы раствором извести с песком, свод укреплен железной арматурой.
Можно предположить, что подземные ходы построены в XVI веке, во время основания города как опорного пункта Московского государства в борьбе против Казанского царства, и имели важное стратегическое значение.
Подробное изучение этого исторического памятника должно дать дополнительные сведения о связи Марийского края с Московским государством.
г. Йошкар-Ола.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.