Необычайные отцы

В Муралевич| опубликовано в номере №45, январь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот морской еж: его отец - порошки: танин и щелочь. Когда-то Ив-Делаж заставил его развиться из яйца этими порошками. Вот личинка другого морского ежа; ученый - Купель-визер тоже получил ее из яйца, но при помощи семени... ракушки, а не морского ежа. Вот вам еще безродные: головастики лягушки. Их отец - укол булавки в руках Батайона. А вот - шелковичные бабочки - видите целых четыре штуки? У одной отец - искра электрической машины, у другой - капля серной кислоты; у третьей - зубная щетка; а у этой - мамаша вот та крупная бабочка с блестящим крылом, которая принесла мне однажды целых двести пятьдесят штук яичек, ни разу не встретившись с самцом. Ее отец - мороз... Мороз? - И только? Ничего не понимаю.

- И я не понимал... Но слушайте дальше.

- Известно ли вам, что почти каждое животное происходит из яйца? И что из этого яйца у большинства животных может развиваться новое существо только после того, как в яйцо проникнет семенчатка самца? И вот: каким образом семенчатка может заставить яйцо развиваться, - до сих пор было тайной. Такой же тайной, как и вопрос о возникновении всей жизни. А теперь эта тайна раскрыта. Она сведена без остатка к физико-химическим процессам - раз и навсегда. Эта тайна оплодотворения также проста, как получение вот этого куска медного купороса: капните серной кислоты в щепотку медных опилок и вы завтра же получите в вашем стаканчике чудные кристаллы лучшего медного купороса, синие, как небо Италии.

- Но ведь это же - яйца животных. Ведь это - настоящее чудо?

- Никакого чуда...

- Уже в 1885 году русский зоолог А. А. Тихомиров получал шелковичных бабочек из грены с помощью одного только трения, электрического разряда, зубной щетки, одного примораживания яиц. В свое время другим удалось заставить развиваться неоплодотворенные яйца морского ежа простой подсоленною морской водой. Вы видите - все простые физические воздействия.

Однако, все личинки из таких яиц, начиная развиваться, быстро погибали: никакими усилиями не удавалось довести их до взрослого состояния, как это удавалось Делажу. Но, наконец, - вот рассмотрите этот рисунок.

- Вы решили открыть тайну развития?

- Я решил приступить... к микроскопическому исследованию яйца. Вот видите: это неоплодотворенное яйцо, это оплодотворенное. Они отличаются...

- Тем, что на оплодотворенном яйце появляется тончайшая оболочка, которой нет на неоплодотворенном?

- Совершенно верно. Вся тайна - в природе этой оболочки.

- Но каким же образом? Каким?

- Эту оболочку на яйце делает семенчатка: как только она проникает в яйцо, на нем появляется оболочка. Если этой оболочки не получается, - яйцо гибнет; есть оболочка - и яйцо развивается.

- Теперь скажите - для развития яйца достаточно вызвать образование этой оболочки, и только?

Да, и только. Яйца держали всего одну-две минуты в морской воде, к которой прибавлено немного масляной кислоты и когда потом переносили их в чистую морскую воду, на всех них получалась совершенно такая же оболочка, как если бы в яйцо проникла семенчатка.

И яйца затем развивались до конца, как оплодотворенные.

- Но при чем же тут масляная оболочка?

- Смотрите дальше на эти рисунки. Вы видите, что у неоплодотворенного яйца оболочки нет, но зато вместо нее есть особый корковый слой. Он должен быть разрушен, прежде чем яйцо получит способность развиваться.

- И все открытие состоит в том, что найден способ разрушить этот корковый слой?

- Нет. Открытие состоит в том, что безразлично, каким способом будет разрушен этот корковый слой. Это может сделать и семенчатка, а может - и встряхивание, и укол простой булавкой, и капля чужой крови, и электрический разряд, и простое замораживание.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Героическая жизнь

Михаил Петрович Сажин