Уважение всех нарушенных договоров путем предоставления лучших земельных участков, передачи минеральных ресурсов и выплаты денежной компенсации с полным учетом инфляции цен на землю и другие ценности со времени подписания договоров и включая компенсацию за преступления, совершенные против индейского народа. Гарантирование положения существующих резерваций, подопечных земельных участков и традиционных индейских земель от возможности новых потерь.
Предоставление права всем туземным народам, включая эскимосов Аляски, на их землю вместо передачи этой земли нефтяным и другим монополиям.
Всесторонняя помощь индейскому народу в деле ограждения его существования как народа, в сохранении и развитии его культуры, в том числе письменности, искусства и литературы. Обеспечение индейцам возможности приобретения самого высокого уровня образования и медицинского обслуживания.
Оказание помощи в достижении высокого уровня жизни в резервациях.
Доступ к возможности получения профессионально - трудовой подготовки и работы при условии нормальной заработной платы и в нормальных условиях труда на всех уровнях квалификационной подготовки.
Обязательное преподавание истории индейского народа, в том числе и по учебникам, написанным индейцами, в государственных школах.
Город Миннеаполис - это уже Запад, и в нравах здесь много от Дикого Запада. Если Юг принято считать оплотом расизма, то Запад тоже своего рода цитадель. Только расизм здесь имеет другую окраску - антииндейскую. Девиз «блюстителей порядка» западных штатов: «Плох тот краснокожий, который не сидит за решеткой», - и выполняется он неукоснительно. Тюрьмы Аризоны, Юты, Южной Дакоты пополняются главным образом за счет индейцев. Так было и в Миннеаполисе - городе, откуда начинается Запад...
Молодые индейцы чипева решили покончить с расистской практикой «блюстителей порядка». Они организовали свой «индейский патруль». В красных куртках, с портативными рациями, магнитофонами и фотоаппаратами молодые парни патрулировали улицы индейских кварталов. Им удалось собрать доказательства необоснованности большинства арестов и спасти многих обвиняемых от суровых судебных приговоров. Дискриминация полицейских властей была сведена на нет. Таковы были первые шаги организации Движение американских индейцев.
Затем организация начала борьбу за демократизацию школьного обучения в городах Миннеаполисе и Сент - Поле. Созданный молодежью консультативный совет заставил прислушаться к своим требованиям местную школьную администрацию. В Сент - Поле существует единственная в стране индейская школа. Сюда охотно принимают ребят, несправедливо исключенных из «белых» школ. Обучают здесь всем наукам, которые преподают в других школах. Но, кроме того, ученики изучают историю американских индейцев, их культуру и мифологию.
Секретарь городского отделения Движения американских индейцев Эдди Бонтон уже много лет работает на сталелитейных заводах и участвует в профсоюзном движении. Он осуждает некоторых участников движения за проповеди самоизоляции и верит, что лишь в союзе с рабочим классом индейское движение способно добиться победы.
Вскоре после своего создания организация Движение американских индейцев из местной стала национальной. Ее филиалы появились в десятках городов и резерваций. Лидерам движения удалось сплотить индейцев из многих штатов в национальной кампании «Тропа нарушенных договоров». В течение нескольких ноябрьских дней участники марша индейцев на Вашингтон занимали здание Бюро по делам индейцев, пока правительство не дало обещания созвать специальную комиссию для рассмотрения их требований. Обещания, данные в Вашингтоне, остались невыполненными. Вот почему молодые индейцы пришли в Вундед - Ни, в это священное для всех индейцев Америки место. Они прекрасно понимали, что их укрепленный лагерь мог быть стерт с лица земли. Но они надеялись привлечь внимание общественности к бедствиям коренного населения, поднять на борьбу индейцев всей страны.
И они не были одиноки, как это пытается представить официальная пропаганда. Многие прогрессивные деятели - белые и черные - выступили с поддержкой справедливой борьбы американских индейцев. Во многих городах страны прошли митинги солидарности с защитниками Вундед - Ни. На помощь им направлялись машины с продовольствием и медикаментами. Популярнейший актер Марлен Брандо отказался принять высшую награду американского кинематографа - премию Оскара в знак протеста против дискриминации коренных жителей страны. С заявлением в поддержку борьбы индейцев выступила Коммунистическая партия США.
Версия о горстке отщепенцев, которых осуждают все здравомыслящие индейцы, оказалась слишком далекой от действительности. В большинстве штатов страны индейцы развернули широкую кампанию солидарности с осажденными. В митингах, которые прошли во многих американских городах, участвовали жители индейских гетто, приезжали даже индейцы из удаленных на сотни миль резерваций. Из города Галоп, штат Нью - Мексико, вышли в поход по индейским резервациям штата более тысячи человек - белых, негров, индейцев, американцев мексиканского происхождения. Поход проходил под лозунгами укрепления солидарности с борьбой американских индейцев в защиту своих прав, против политики дискриминации и унижений. В городе Миннеаполисе сотни индейских юношей и девушек провели сидячую забастовку в помещении индейского центра верхнего Среднего Запада. Они заявили о решительной поддержке своих братьев в Вундед - Ни.
- Выступление протеста в Вундед - Ни, - сказал в беседе с корреспондентом ТАСС Деннис Бэнкс, - укрепило уверенность индейцев в победе над несправедливостью и беззаконием.
Поддержка нашего движения белыми американцами и другими угнетенными национальными меньшинствами имеет огромное значение как для успеха борьбы индейцев, таи и для всего демократического движения, - отметил Бэнкс.
На днях были опубликованы результаты первичных выборов президента племенного совета резервации Пайн - Ридж. Большой успех сопутствовал Рассолу Минск, который опередил марионетку Бюро по делам индейцев Ричарда Вильсона. Это еще раз подтвердило полную несостоятельность официальной версии о бунтарях - одиночках.
Нет, не американская мечта, американская трагедия - удел индейцев. Вот почему и сегодня, восемьдесят три года спустя, кровоточат раны расстрелянных у излучины реки Вундед - Ни тем холодным зимним утром.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.