Напутствие в дальнюю дорогу

Эдуард Долот| опубликовано в номере №1124, март 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

С бригадиром слесарей - сборщиков 1 - го Государственного подшипникового завода, Героем Социалистического Труда, членом ЦК КПСС Алексеем Васильевичем Викторовым беседует журналист Эдуард Долот

На страницах «Смены» из года в год публикуются очерки и репортажи о лучших рабочих педагогах - наставниках. Всего месяц назад («Смена» № 4) редакция объявила конкурс «Наставничество». Под этой рубрикой мы намерены помещать материалы читателей о людях, которые помогли им овладеть профессией, найти свое место в жизни. Закономерно, что люди, прославившиеся своими трудовыми подвигами, не менее известны и как наставники молодежи. Закономерно, потому что для истинного человека труда нерасторжимо связь времен и поколений, он постоянно чувствует свою ответственность за то, в чьи руки передаст со временем свое дело, будущее всей страны.

Наставники - первые помощники комсомола в воспитании рабочей смены. В постановлении IX пленума ЦК ВЛКСМ записано: «Считать важнейшим поручением партии, первостепенной задачей комитетов комсомола, первичных комсомольских организаций всемерное совершенствование работы по воспитанию достойной смены рабочего класса и колхозного крестьянства». Во время работы IX пленума ЦК ВЛКСМ группе ветеранов труда были вручены высокие комсомольские награды. Среди первых награжденных Знаком ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи» были и герои наших очерков и наши авторы С. С. Витченко, бригадир ленинградского объединения «Электросила», Т. В. Федорова, заместитель начальника Метростроя, А. В. Викторов, бригадир слесарей ГП3 - I, В. С. Филиппов, мастер ГПТУ - 40 г. Москвы, М. С. Иванникова, ткачиха Московской фабрики имени Фрунзе...

- Для начала, Алексей Васильевич, хочу вас попросить рассказать о том, как начинали свой трудовой путь вы сами. Это было, если не ошибаюсь, почти сорок лет назад. С тех пор производство во многом изменилось, усложнилось, и можно предположить, что сегодня новичку приходится труднее. Так ли?

- И так и не так. Конечно, техника шагнула далеко вперед, освоиться и овладеть современным оборудованием очень нелегко. Однако же примите в расчет - и новичок ведь стал совершенно другой. Пополнение приходит на заводы образованное, эрудированное, по большей части с законченной десятилеткой. Запас информации огромный - отсюда уверенность в себе, в своих силах и способностях. Мы в наши молодые годы были, мне кажется, поскромнее в своих мечтах и запросах. Не столь восприимчивы, как нынешнее поколение, но зато, пожалуй, более дисциплинированны, обязательны. Я, например, вырос в семье, где понятие об обязанностях, о долге прививалось детям гораздо раньше, чем понятие о правах. Было нас у отца с матерью шестеро, отец работал на АМО (теперь Автозавод имени Лихачева), один кормилец на восемь ртов, и как - то само собой подразумевалось, что после седьмого класса дорога ведет тебя в ФЗУ, а после ФЗУ - на производство.

- Многие и сейчас идут этой дорогой...

- Нынче дорогам счета нет, и все хорошо накатаны...

- Следовательно, по вашему мнению, современный молодой рабочий о трудностях знает только понаслышке? Преодолевать ему нечего?

- Вы меня неправильно поняли. Трудности, нерешенные проблемы были, есть и всегда будут. Некоторые из них отмирают, но возникают новые... Вообще путь человека усеян розами разве только в день свадьбы - во все остальные дни надо бороться, надо что - то преодолевать. Если же наш разговор о специфических трудностях новичка на производстве, то главная из них - войти в коллектив. Привыкнуть к людям, подружиться с ними, завоевать уважение - все это очень непросто, очень нелегко. Это нелегко даже для взрослого, опытного работника, когда он переходит на другое предприятие. Могу мм признаться, я лично был новичком лишь дважды и на третий раз ни за что, ни за какие блага не согласился бы.

- Дважды за всю жизнь? Работали только на двух заводах?

- Три года на одном и вот уже тридцать семь нет на другом.

- Скажите, Алексей Васильевич, чем же объяснить, что у определенной части молодых рабочих нет этого стремления... как бы назвать... к трудовой оседлости, что ли? Согласно статистическим данным, текучесть кадров среди молодежи нередко выше, чем в среднем по предприятию...

- Я же говорю, главная трудность - войти в коллектив. Но если человек ее преодолел, если завод стал для него родным домом, он этот дом не покинет. Разве только из - за каких - нибудь особых причин... Однако можно ведь в коллектив и не входить, так даже легче. Являться на работу, отбывать, словно тяжкую повинность, положенные часы, а там - скорее на волю, за проходную. Завод, товарищи по цеху, их заботы - все, как говорится, с глаз долой и из сердца вон. В таких обстоятельствах и опоздать не стыдно, и прогулять не стыдно, и укоры безразличны: в одно ухо влетят, в другое вылетят. А прискучили укоры - можно и уволиться, никто и ничто не удерживает.

- В сущности, это трагедия...

- Конечно, трагедия! Особенно если в подобной ситуации окажется подросток. Ни перспектив, ни цели в жизни, ни настоящих друзей (дворовая компания не в счет)... Взрослый человек на новом месте работы, сразу ли, не сразу, но осваивается, притирается. Все - таки есть уже жизненный опыт, квалификация, привычка к труду. Подростку все эти ценности только предстоит приобретать, ему на первых порах никак не обойтись без помощи старших. Именно поэтому, я полагаю, надо, чтоб у каждого юного новичка на производстве с первых же дней обязательно был наставник, старший друг, советчик и покровитель. Не случайно наставничество становится одним из самых распространенных общественных движений. В нем есть потребность, оно необходимо.

- Как вы считаете, наставник должен быть по преимуществу учитель или воспитатель? Иначе говоря, он учит ремеслу или учит жить?

- Чаще всего одно от другого неотделимо. Можно ли жить, не зная никакого ремесла! С другой стороны, достоин ли уважения специалист, пусть даже высококвалифицированный, если он нравственно пуст, если он рвач, бракодел, плохой товарищ!

- Тем не менее функция и задачи наставника, вероятно, не всегда одинаковы. К примеру, новичок, окончивший профтехучилище, уже многое умеет, и, думается, поддержка ему нужна в основном моральная. Ну, а того, кто поступил на завод учеником, приходится опекать во всем, учить буквально с азов, не так ли?

- В принципе различия есть, конечно. Кстати, в этой связи стоило бы затронуть одну немаловажную проблему. Давайте прикинем, что есть мастерство. По - видимому, это сплав теоретических знаний и практических навыков. Но издавна известно, что далеко не у всякого знания и навыки наличествуют в нужной пропорции. Вспомните, например, народную сказку о парне, который учился кузнечному ремеслу «вприглядку», методом, как теперь сказали бы, пассивного наблюдения. Когда он попробовал ковать сам, то получился у него только пшик...

- Сказка родилась давно. Однако, может быть, в век научно - технической революции знания, хотя бы и полученные «вприглядку», значат больше, чем умелые руки?

- Не скажите, руки пока еще в цене и, смею надеяться, всегда будут в цене... Так вот, вернемся к новичку. Ему на первых порах, конечно же, не хватает глазомера, умелости, сноровки - словом, того, что дается только опытом, временем. Между тем человек он начитанный, возможно, даже технически образованный: разбирается в чертежах, знает принципы действия и устройство различных механизмов, машин. А пришел на рабочее место - поручают для начала самую простенькую операцию. Сложную же, интересную и высокооплачиваемую - отдают пожилому ветерану, который, может, и не получил в свое время хорошего образования, но зато, как говорится, горбом пробился к вершинам мастерства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены