«Наша задача - создать такую общественную организацию по охране природы и так разработать формы и методику ее работы, чтобы наш пример подхватили и дружины по охране природы стали массовыми в стране». Эти слова первого командира дружины биологов МГУ сказаны в 1960 году. Прошло 13 лет. Что стало за это время с дружиной? Давайте вернемся к началу шестидесятых годов.
Тогда, пожалуй, еще продолжался период, когда «не ждали милостей от природы»... Но становилось ясно, что так продолжаться не может. В это время был принят Закон об охране природы в РСФСР. Однако, чтобы вытравить потребительскую психологию, желание сиюминутной выгоды, нужна была огромная пропагандистская работа, а подчас и практические, действенные меры,
чтобы вразумить незнающего или остановить зарвавшегося.
Идея создания какой - то активной организации в защиту природы, как говорится, носилась в воздухе. Конечно, в первую очередь это понимали естественники: биологи, географы. Доцент биолого - почвенного факультета Московского университета Вадим Николаевич Тихомиров попробовал организовать некоторых студентов - биологов и вести с ними работу по охране природы. Делались доклады, студенты - охотники иногда выезжали на патрулирование. Однако все это было эпизодически.
«Но вот кому - то из нас, - рассказывает Тихомиров, - пришла в голову мысль назвать новое, назревающее общество «Дружиной». И все тогда становилось на свои места. Во всяком случае, это предполагало и наличие дисциплины, и четкие задачи, и определенные права».
Дружина. Действительно, тут есть что - то и от былинной силы русских дружин и добрая слава нынешних дружин по охране общественного порядка. А охрана природы, не является ли она охраной того же общественного порядка?
В октябре 1960 года комсомольцы биолого - почвенного факультета МГУ на своей конференции приняли резолюцию о необходимости создания дружины по охране природы. А 13 декабря собрание общественности и комсомольцев факультета постановило создать такую дружину. Это и был ее день рождения, отсюда исчисляются годы ее жизни и работы. Тогда же, в декабре, были определены основные задачи дружины. Сразу был избран штаб. Деканатом факультета были назначены кураторы дружины В. Н. Тихомиров - тогда он был доцентом кафедры высших растений - и доцент кафедры зоологии позвоночных Константин Николаевич Благосклонов. Два этих ученых и по сей день являются наставниками, старшими товарищами и единомышленниками студентов.
Новая студенческая организация получила название «Дружина по охране природы».
Борьба с браконьерством в лесу, на реке, на Птичьем рынке. Живое, энергичное дело, доля дефективности и даже определенный риск - все это, конечно, привлекало молодежь. Нравились и ощутимость работы, видимый результат. Сотни весенних и осенних «выездов» (так в дружине называют патрулирование в определенном охотохозяйстве). Весенняя кампания «Тяга» и предновогодняя елочная кампания (дежурство на московских вокзалах и в электричках). Все было в это время. Просто стычки и серьезные схватки с браконьерами. Стояние под дулом, наведенным на тебя, и погони за нарушителями. Нескольких членов дружины ранили за эти годы, одного сбросили с поезда (к счастью, обошлось), таранили моторкой лодку с дружинниками, инспектировавшими рыбаков на водохранилище. Сотни протоколов, изъятых ружей и сетей, огромная разъяснительная, воспитательная работа - таков итог этой мужественной деятельности.
Но с первых же лет существования дружина понимала, что есть и другие проблемы, посерьезней и потрудней, и что существуют нарушители природного баланса более завуалированные, и бороться с ними надо не «в лоб».
Первая и значимая уже в государственных масштабах работа - конференция, посвященная проблемам Каспия. На нее были приглашены представители научной общественности Москвы.
А в следующие годы - конференции по Кедраграду и проблеме рационального использования кедровых лесов. Трудная, затяжная, в союзе с другими людьми, организациями, прессой борьба за Байкал.
В последние пять - семь лет остро встала еще одна проблема взаимоотношений человека и природы - резко возросший поток отдыхающих, туризм. Ученые сейчас приравнивают фактор влияния людей на природу к влиянию промышленности. Сейчас этой так называемой рекреационной проблемой стали заниматься многие организации, например. Институт географии АН СССР. Но без широкого привлечения молодых студенческих сил этой необъятной проблемой физически трудно овладеть.
Естественно, не осталась в стороне и дружина. Ее, кстати, с самого рождения отличало хорошее понимание духа времени и профессиональное чутье на «горячие, больные точки» отношений между человеком и природой. В дружине была создана постоянно работающая экспедиция по изучению проблем туризма. Летом она уже вела самые серьезные научные исследования в Подмосковье, в Мещере, на Байкале.
На основе разработанных студентами рекомендаций (вместе с данными других организаций) можно создавать в таких обжитых районах, как Подмосковье, разумно запланированную ландшафтно - парковую архитектуру (определенные породы деревьев, отведенные места для палаточных лагерей и др.). И заинтересованные организации, например. Управление лесопаркового хозяйства Москвы, всегда используют такие сведения в работе.
Сейчас в дружине есть своя внутренняя проблема - смена поколений, как в спорте. Это заложено в самой специфике работы со студентами: кто - то уходит из вуза, кого - то надо учить с азов. Да к тому же еще деятельность дружины не может быть раз и навсегда поставлена на какие - то блестящие и нержавеющие рельсы. Нужно постоянно думать, искать новые формы, методику работы. Нужно постоянно идти чуточку впереди жизни и ее отношения к охране природы.
А жизнь не стоит на месте. 1974 год - далеко не то же, что 1960 - й. Сейчас заметно меняется отношение к проблеме охраны природы. И недавно дружина совершила очень важный, качественный скачок. По ее инициативе и в основном из ее «старичков» в МГУ был создан совет по охране природы. Задача совета - вести природоохранительную работу не только на естественных факультетах, а и среди химиков, экономистов, юристов - всех, кто по своей профессии так или иначе столкнется с проблемой века - охраной природы.
Еще недавно университетская дружина была единственной в Союзе, а теперь их примерно тридцать (в Иркутске, Харькове и других городах). Они, как и московская, насчитывают по нескольку десятков человек; это знающие и действующие люди. Ветераны московской дружины понимают, что назрел следующий этап: пора кончать с периодом разобщенной кружковщины. Нужно объединять усилия, регулярно обмениваться информацией, выработать общую методику работы и т. п.
Первый шаг был сделан в сентябре 1972 года, когда в МГУ по инициативе московской дружины был созван первый Всесоюзный семинар студенческих природоохранительных организаций. И это было здорово! Говорили о формах и организации дружин, о борьбе с браконьерством, о пропаганде работы.
Вот это и есть, наверное, один из главных результатов деятельности «Дружины по охране природы» биофака МГУ, то, что она является как бы матерью подобных организаций в стране, помогая им консультациями, советами, выездами своих членов в различные города. И пусть нельзя пока назвать это движение в студенчестве массовым, польза его несомненна.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.