Не вставшие на колени

Владимир Сапронов| опубликовано в номере №1124, март 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

В американском городе Сент - Поле, штат Миннесота, продолжается судебный процесс над руководителями организации Движение американских индейцев Рассолом Минсом и Деннисом Бэнксом, которые возглавили вооруженный протест индейцев оглала - сиу в небольшой деревушке Вундед - Ни, расположенной на голых холмах штата Южная Дакота.

Более 120 их соратников предстали перед судом в городе Сиу - Фоле,

дела еще 100 человек рассматриваются в судах резерваций, и 150 индейцев находятся под следствием. Так американские власти собираются расправиться с одним из передовых отрядов борьбы коренного населения страны за свои права.

Небольшая белая церквушка, несколько домиков да уходящая за горизонт стрела шоссейной дороги. Таким всегда представал случайному путнику маленький индейский поселок Вундед - Ни. Вряд ли кто специально приезжал сюда, в глушь резервации Пайн - Ридж. Шоссе, которое названо в честь одного из вождей индейцев сиу Тропа Большой Ноги, не туристский маршрут, а резервация не из разряда показательных.

Обгорелый остов церквушки, на закопченных стенах выбоины от пуль. Рядом на флагштоке перевернутый флаг США. В нескольких метрах - траншеи, блиндажи, завалы, наблюдательные посты. Повсюду смуглые, черноволосые парни с автоматами и винтовками. У некоторых бутылки с зажигательной смесью. На обычно пустынном шоссе поодаль грозные силуэты бронетранспортеров, дула их крупнокалиберных пулеметов повернуты в сторону поселка. С наблюдательного пункта видно, что возле них прохаживаются люди в зеленой униформе агентов федерального бюро расследования и в синей - из специальных частей местной полиции. Так выглядела деревушка во время 70 - дневной осады окопавшихся в поселке индейцев - членов организации Движение американских индейцев. Они пришли сюда вместе с жителями резервации Пайн - Ридж, чтобы выразить протест против дискриминации, нищеты и беззакония, пришли, чтобы потребовать от правительства немедленного расследования всех нарушений договоров, заключенных с индейскими племенами. Они предложили властям пойти на переговоры.

Власти решили вести переговоры с позиции силы. Над поселком появились реактивные истребители «Фантомы», вокруг стянули кольцо осады специальные «силы вторжения».

Акция эта не блещет новизной. Сила всегда была единственным аргументом в отношениях с индейцами. Именно на этом месте, где держали круговую оборону отважные борцы за права коренных жителей Америки, произошла одна из самых кровавых драм в истории умиротворения индейских племен. Недалеко от церкви - большая братская могила. На скромном каменном обелиске высечены имена погибших в то сумрачное холодное утро 29 декабря 1890 года.

... Старый и неизлечимо больной вождь по имени Большая Нога говорил соплеменникам о приходе мессии, который избавит народ от белых угнетателей. Спасаясь от преследований властей, индейцы шли в Пайн - Ридж, где надеялись найти помощь у последнего из великих вождей - Красного Облака. В пути их настиг большой отряд кавалерии. У излучины реки Вундед - Ни пленники разбили свои вигвамы и устроились на ночлег. Тем временем бивак окружили солдаты. На холме они поставили две скорострельные пушки.

Наутро индейцам приказали сдать все оружие. Но после того как приказ был исполнен, солдаты начали обыскивать вигвамы и нашли у молодого индейца по имени Черный Койот новенький «винчестер». Черный Койот был глухим и не слышал приказа.

Когда у него силой отнимали винтовку, прогремел выстрел.

Раздались ружейные залпы. Десятки убитых остались лежать на снегу. Небольшие группы индейцев и солдаты схватились врукопашную. У большинства индейцев не было даже ножей, и исход схватки был предрешен. По убегающим открыли огонь пушки на холме. Шрапнель не щадила ни мужчин, ни женщин, ни детей...

- Ни я, ни любой другой министр не могут исправить прошлое, - заявил в своей речи по поводу событий в Вундед - Ни министр внутренних дел США Роджерс Мортон. - Они (защитники Вундед - Ни. - Ред.| - ренегаты, молодые авантюристы, преступники... Кровавое прошлое - их знамя, дешевая популярность - вот чего они добиваются... Я мечтаю о том дне, когда индеец будет сидеть за своим столом и с благодарностью думать о своей щедрой земле - нашей земле. Я хочу, чтобы его сердце наполнялось гордостью оттого, что он американец и что для него тоже существует американская мечта...

Эти слова были произнесены в тот день, когда в Вундед - Ни шла очередная перестрелка между защитниками поселка и тремя сотнями агентов ФБР и полицейских. Какую «американскую мечту» разделяли осажденные индейцы, отрезанные от всего мира кольцом блокады и не получавшие на протяжении нескольких суток продовольствия! О чем мечтали они под градом обрушившегося на них свинца!

Да и какая американская мечта может быть у индейцев,

если 40 процентов из них не имеют работы;

их годовой доход составляет лишь одну четвертую среднего дохода американца;

детская смертность через месяц после рождения втрое превышает смертность в средней американской семье;

из - за плохой постановки школьного образования более половины детей индейцев не в состоянии закончить школу;

случаи самоубийств среди индейских подростков в сто раз чаще, чем среди белых...

Насколько красноречивы эти сведения! А ведь сухая и бесстрастная статистика ничего не может сказать об истинной глубине человеческих страданий.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Напутствие в дальнюю дорогу

С бригадиром слесарей - сборщиков 1 - го Государственного подшипникового завода, Героем Социалистического Труда, членом ЦК КПСС Алексеем Васильевичем Викторовым беседует журналист Эдуард Долот