С комсоргом цеха Балтийского завода имени Серго Орджоникидзе Николаем Смирновым беседует специальный корреспондент «Смены» Борис Данюшевский
Особое внимание необходимо уделять молодежи, вновь пришедшей на производство, заботиться о том, чтобы юноши и девушки могли быстро включиться в производственную жизнь, в совершенстве овладеть профессией, знали историю и традиции своих предприятий...
Из Постановления IX Пленума ЦК ВЛКСМ.
Вы шли с комсоргом цеха Николаем Смирновым по территории завода, а ощущение у меня было такое, будто я в другом городе, где свои автобусные линии, свои железнодорожные пути. Здесь и впрямь есть улицы, кварталы, только домов нет - вместо них корпуса цехов. А между ними то тут, то там возникают вдруг очертания кораблей, окруженных лесами и подпорками, опутанных шлангами и кабелями. Это стапели. На них рождаются танкеры, сухогрузы, лихтеры, рефрижераторы, атомоходы. Да, сейчас здесь стоит атомоход «Арктика», тот самый, который стал знаменитым еще до ходовых испытаний - он будет больше и мощнее первого в мире атомохода «Ленин». Стоит сейчас «Арктика» у достроечной набережной стенки и ждет того часа, когда под звуки оркестра и крики «ура» отдаст якоря и выйдет в океан, чтобы начать новую жизнь.
И все - таки жизнь любого корабля начинается гораздо раньше. И начинается она в сборочно - сварочном цехе, про который Николай сказал: «Цех наш особенный: ведь из него на стапель уезжает две трети корабля. Точнее, все железо, что есть на судне, идет от нас».
Цех настолько огромный, что при желании в нем можно было бы разместить иной завод. И не мудрено, что огромный.
- Наша продукция - секции для корабля. Мы получаем из других цехов отдельные детали, собираем их и отправляем на стапель. Вот, смотри, это нос корабля...
Передо мной стальная громадина. Задираю голову - крохотные человеческие фигурки наверху подчеркивают исполинские размеры будущего судна. Конечно, собирают такую секцию не один и не два человека, а целая бригада - 35 - 40 человек. В каждой - судосборщики и сварщики. Это специфика производства. Как же, учитывая ее, комсомол организовал социалистическое соревнование? Ведь от правильно выбранной формы соревнования зависит, насколько полно раскроются творческие способности каждого его участника, насколько эффективным будет комсомольское влияние на дела производства.
- Вопрос закономерный. Часто бригада изготавливает сразу 2 - 3 секции, и тогда ее люди вообще разбрасываются по всему цеху. При этом индивидуальную работу каждого рабочего учесть очень трудно. Поэтому соревнование, которое проходит у нас под лозунгом «Пятилетку - в четыре года», проводится между бригадами. Ясно, что показатели труда в соревнующихся бригадах зависят от четкого, продуманного планирования, расстановки людей. Зная индивидуальные способности членов своей бригады, сложность тех или иных операций, занятость людей в данный момент, бригадир распределяет задания таким образом, чтобы каждый работал с полным напряжением сил. Это дает возможность максимально использовать рабочее время, творчески подходить к делу. При такой организации труда успехи каждого рабочего и бригады в целом тесно взаимосвязаны. Поэтому при бригадном методе работы очень важное значение приобретает взаимопомощь. Наши ребята никогда об этом не забывают. Звено судосборщиков, например, обязательно поможет сварщикам, если у тех что - то не ладится.
Это нетрудно сделать - каждый судосборщик владеет, как правило, несколькими смежными профессиями.
- А если, скажем, в пиковом положении оказался соперник?
- Бывает, что соревнующиеся бригады помогают и друг другу. Ведь обогнать соперника не самоцель. Главное в соревновании - добиться, чтобы и у тебя и у твоего соседа по цеху были наивысшие показатели. В конце прошлого года комсомольско - молодежная бригада Ивана Шпиталенко задержала выпуск плановых деталей, правда, не по своей вине. Под угрозой оказалась сдача носовой секции. И тогда четыре человека из бригады Ивана Петрова перешли на время в бригаду своих соперников и помогли им выполнить задание в срок. В общем, мы не раз уже убеждались, что общая заинтересованность в высоких результатах, комсомольская взаимовыручка приносят прекрасные плоды, сказываясь прежде всего на производительности труда. Кстати, при подведении итогов соцсоревнования за год мы учли, что ребята помогли другой бригаде.
- В каждой бригаде я видел довольно много совсем молодых рабочих. Они пришли в цех из двух заводских ПТУ - судосборщиков и электросварщиков - кто год, а кто и месяц назад. Встречаются и такие, кто попал на завод, что называется, «с улицы» - без специальности и рабочего стажа. Насколько я знаю, и те и другие на первых порах сталкиваются с известными трудностями. Ведь как бы хорошо ни был обучен выпускник ПТУ, все же приходится признать, что учеба и самостоятельная работа - не одно и то же. Путь новичка, как известно, тернист. Он нуждается в совете и помощи бригадира, ему нужно время, чтобы войти в новую для себя колею, освоиться с иным ритмом жизни, наконец, ему, наверное, больше всего нужна поддержка коллектива. Что делает комсомольская организация цеха, чтобы «акклиматизация» новичка прошла как можно скорее?
- У нас в цехе выработалось такое правило: за воспитательную работу с практикантами и выпускниками ПТУ несет ответственность комсомольская организация. Мы стараемся наладить с ними прочные связи еще во время их пребывания в училище: привлекаем к субботникам, приглашаем на собрания, включаем в кружки политсети, вместе с ними ходим в походы, выезжаем на экскурсии. Буквально на днях цеховое бюро организовало такую экскурсию на Невский пятачок, где шли ожесточенные бои с фашистами, наседавшими на наш город.
- Как я понимаю, это только часть систематической работы с молодыми производственниками. А они ведь очень нуждаются и в профессиональной помощи. К тому же их неопытность непременно должна отражаться на общих результатах работы бригады...
- В прошлом году на заводском комсомольском активе мы предложили: закреплять выпускника ПТУ за той бригадой, в которой он проходил практику. И теперь все, кто переступает порог цеха, сразу попадают в знакомую обстановку. Это очень важно, чтобы с первых шагов на производстве парень почувствовал себя среди своих людей. Кроме того, новичка обязательно прикрепляют к высококвалифицированному рабочему, владеющему всеми тайнами мастерства. При такой совместной работе пэтэушник набирается опыта гораздо быстрее.
Вот приходит в бригаду парень. У него специальность - электросварщик. Теорию он знает отлично, может рассказать и про горизонтальную, и вертикальную, и полувертикальную, и потолочную сварку. А возьмет в руки автомат - куда что подевалось: от растерянности не знает, с какой стороны к шву подойти. Зато потом, когда поработает в паре с опытным рабочим, поварит сначала несложные стыки, смотришь, напарник ему уже более сложную работу дает.
- А нет ли здесь и обратной стороны? Молодому рабочему может показаться, что он ни за что не отвечает, и ему захочется спрятаться за спину своего наставника, быть как бы механическим исполнителем его поручений.
- Нет, такого у нас быть не может. То есть теоретически, конечно, такое возможно, но давайте лучше посмотрим, что есть на практике, в жизни. Я сам, когда пришел на завод учеником, был прикреплен к Тимофею Степановичу Гурову. Он на заводе уже почти тридцать лет, мастер высокого класса. Сначала давал он мне, конечно, работу полегче - планки варить, например. Даст задание, а сам своим делом занимается, вроде бы не обращает на меня внимания. Я, естественно, чувствую, что ответственность за эту работу лежит полностью на мне, ну и стараюсь изо всех сил. Начал понемногу даже литературу по сварочному делу собирать - хотел знать больше того, что знаю. И так, между прочим, рассуждает сейчас большинство молодых рабочих. За это я могу ручаться. Чувство ответственности присуще каждому нормальному человеку, в том числе и молодому. Да еще выполняющему такую работу, как наша. Ведь от того, насколько правильно и точно будут сварены секции, зависит в конце концов жизнь корабля, судьба многих людей. Попробуй, спрячься здесь за спину напарника - с морем ведь не шутят.
- Среди молодежи вашего цеха, я слышал, много отличных работников. О ком бы тебе хотелось рассказать?
- Рассказать обо всех, кто того заслуживает, дня не хватит. У нас ведь даже среди комсомольцев есть такие, кто сам нередко выполняет функции наставника. И первым здесь хочется назвать электросварщика Алексея Афанасьева. Именно комсомол помог ему выйти в люди, стать мастером. Подготовки у него никакой не было - пришел в цех учеником и здесь получил специальность. Парнем он оказался старательным и при той атмосфере комсомольской заботы, о которой я говорил, быстро вник в самую суть профессии - освоил сварку автоматом, полуавтоматом, под слоем флюса, в среде углекислого газа. У него уже 4 - й разряд, а ведь Алексей работает всего три года - срок небольшой, если учесть, что начинал он с самых азов. С ним теперь частенько советуются и бригадиры и инженеры.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С директором Ульяновского автозавода имени В. И. Ленина Иваном Дмитриевичем Масловым беседует корреспондент «Смены» Федор Шахмагонов