Не уходит из памяти

Басон Городовиков| опубликовано в номере №1140, ноябрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но противник сам не уходил с нашей территории, его надо было гнать, цеплявшегося за каждый поселок, за каждую ложбину, за каждый метр чужой земли. И мы гнали врага, идя почти все время в первом эшелоне наступающих советских войск, гнали через всю Смоленщину, Белоруссию и Прибалтику.

17 августа 1944 года, сметая гитлеровские заслоны, 184-я дивизия вышла к границе Восточной Пруссии и закрепилась на берегу реки Шешупе, разделявшей территории СССР и Германии. В том, что довелось это сделать нашей дивизии, была глубокая символика: именно 184-я в июне 1941 года приняла на этом участке бой с фашистскими захватчиками. В ее подразделениях оставалось мало тех солдат, кто начинал войну на Шешупе и вернулся сюда через три года.

... На противоположном берегу реки начинался глубоко эшелонированный укрепленный район, который строился много лет: бетонные надолбы, доты, закрытые полутораметровой толщины железобетонными стенами, обеспеченные водой из специально вырытых артезианских колодцев, с подвешенными в несколько ярусов койками, как у моряков, с запасом боеприпасов и провизии для взвода солдат на 2 - 3 месяца.

По данным нашей разведки, вода в реке, перегороженной шлюзами, могла быть быстро спущена, и тогда штурмующие подразделения садились бы на колючую проволоку, на стальные ежи и колья, вбитые в дно. Пропаганда Геббельса утверждала: «Большевики никогда не придут в Германию. Порукой тому - оборонительный вал. Железная дверь Кенигсберга». Советские войска готовились к штурму.

Впрочем, если быть точным, к тому времени мы уже отвоевали часть территории на противоположном берегу, совсем узкую, крохотную полоску. И те, кому было невтерпеж, с риском для жизни, ночью целыми подразделениями во главе со своими командирами переплывали реку только для того, чтобы потоптать небольшой клочок вражеской земли, с которой начиналась Германия, откуда пришли враги, чтобы осквернить своими грязными сапогами нашу землю. Я знал об этих проделках, но не хватало духа запретить солдатам то, чего они ждали столько времени.

Перед началом операции на НП дивизии приехал командующий фронтом генерал армии И. Д. Черняховский и, выслушав доклад об обстановке, спросил, что я думаю по поводу того, где нам прорывать вражескую оборону. Я привел аргументы, говорящие о том, что целесообразно это делать здесь, на участке нашей дивизии. Черняховский возразил:

- Это не обычная полевая оборона, комдив, а сильно укрепленный пограничный район, УР, который прусское воинство строило и укрепляло 50 лет. Такую оборону надо прорывать там, где враг не ждет. Ваша задача - занять оборону и обеспечить удар главных сил армии.

И все-таки я попросил командующего не лишать дивизию возможности участвовать в активном наступлении.

Раннее утро 16 октября. Командир батальона, идущего на прорыв в 1-м эшелоне, капитан Георгий Губкин доложил, что он может начинать, все готово было и у передового полка. Все - значило главным образом штурмовые мостки, необходимые для форсирования реки, люди были готовы к этому давно.

Десятки раз солдатами группы прорыва отрепетировано каждое движение, все знают приказ: ни одной секунды задержки.

Когда Губкин уходил в то утро вместе со своим батальоном, я искренне завидовал ему: он шел на ту землю, шел первым из первых. И не будь тогда на мне генеральских погон, я бы никому не уступил этой чести.

И вот настало мгновение, когда губкинцы бесшумно рванулись вперед, потом по огневым точкам противника ударили семьдесят шесть счетверенных зенитных пулеметов приданного дивизии отдельного полка ПВО.

За батальоном пошел 297-й полк. Стремительность атаки, начавшейся без традиционной артподготовки, ошеломила гитлеровцев. Расстреливаемые в упор, они не успели организовать оборону. В короткой, яростной схватке первые траншеи были захвачены, и на плечах отходящего противника наши части ринулись дальше. И раненый капитан Губкин, взобравшись на гребень высоты, под которой размещался дот, кричал «ура» и улыбался. Мы были в Германии! На следующий день я снял с обороняемых участков остальные полки и ввел их в прорыв. Днем мы были уже в первом восточнопрусском городе Ширвиндт. Началось наступление наших войск в направлении Гумбиннена, Петербурга и дальше на Кенигсберг.

Войну я закончил на Дальнем Востоке. Затем занимал различные военные должности в соединениях и штабах, в 1961 году был уволен в запас и направлен Центральным Комитетом КПСС на партийную работу к себе на родину, в Калмыкию.

Наверное, как каждый, кто прошел войну, кто долгое время носил на своих плечах погоны, я во многом остался военным человеком, по-прежнему во всем люблю точность, ясность, исполнительность. И еще, как коммунист и воспитатель, я не равнодушен к военно-патриотическому движению, к тому, как формируются характеры молодых, неравнодушен к памяти погибших в той войне.

Довольно часто, говоря о военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, мы забываем одну существенную деталь, а именно то, что за уровень этого воспитания в большой степени ответственность ложится на нас - ветеранов. Для того, чтобы вырастить из школьника честного человека, мужественного воина, мало говорить ему: будь таким. Мало напоминать ему о необходимости уважать старших, не совершать плохих поступков, быть верным своему гражданскому долгу. Надо убедить его в этом на примере, на деле, найти дорогу к каждому подростку, затронуть его за живое. Ибо военно-патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, не терпит формального подхода. И сделать это лучше так, чтобы молодой человек узнал о подвигах старшего поколения от живых вершителей этого подвига.

В послевоенные годы тысячи памятников и мемориалов встали на местах былых сражений, десятки тысяч новых имен павших написали на гранитных камнях благодарные потомки. Но стерты еще не все «белые пятна» войны, еще много безымянных солдат, отдавших свои жизни в боях с врагом, их имена предстоит установить. Мы обязаны воссоздать все до одной страницы величайшего в истории народного подвига. Сделать это должны те, кто остался в живых, их дети, их внуки. Таков наш святой долг перед памятью погибших, перед будущими поколениями.

Разговор об этом уместен именно сейчас, накануне празднования 30-летия Победы нашего народа над фашистской Германией. Тысячи пионерских дружин, комсомольских организаций готовятся к этой дате, каждая по-своему. На путь поиска к местам былых сражений выходят отряды следопытов, школьники разыскивают ветеранов войны, чьи судьбы так или иначе связаны с их городом или поселком, дружины соревнуются за право носить имена героев. Словом, форм множество. Использовать их необходимо продуманно, умело дифференцируя военно-патриотическое воспитание относительно к разным возрастным категориям ребят.

Опираясь на опыт Калмыкии, приведу несколько примеров. Не так давно ребята школы № 10, совхоза «Буратинский» провели сорокадневный поход по местам боев легендарной 1-й Конной армии. Прежде чем отправиться в путь, они изучили литературу, рассказывающую о первоконниках, составили карту похода, встретились с живыми буденновцами. А для того, чтобы хоть в какой-то степени испытать то, что испытывали пятьдесят с лишним лет назад красные кавалеристы, они пошли по тысячекилометровому маршруту на настоящих тачанках, которые смастерили собственными руками. Вернувшись, буратинские школьники доложили о результатах обкому комсомола, а затем в республиканской молодежной газете был опубликован подробный дневник похода. Хорошая организация дела помогла им стать как бы соучастниками подвига первоконников, прикоснуться к нему, оставила в мальчишеских сердцах глубокий след.

Учебный год в средней школе № 2 села Садового по традиции начинается с митинга у памятника, стоящего над братской могилой, где захоронены 223 воина. Ребята торжественно клянутся быть продолжателями подвига павших героев, в труде и в бою не посрамить памяти тех, кто отдал жизни за их мальчишеское счастье. Потом к подножию памятника ложатся 223 букета алых гвоздик. Пятиклассники этой школы вот уже несколько лет шефствуют над ветеранами войны, живущими в их селе, - Александром Григорьевичем Харченко и Николаем Николаевичем Толотько. Ребята помогают им вести хозяйство, ремонтируют дома, копают огороды. И, думается, это лучший способ отблагодарить людей за их подвиг. А то ведь бывает так, что комсомольские организации сбиваются с ног в поисках героев, живущих где-то далеко, а у них под боком нуждаются в их помощи люди, не менее заслуженные.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены