Дружба Коли Морозова с Катей Лапшиной началась давно, ещё со школьной скамьи. На факультете их давно считали женихом и невестой н слегка подтрунивали:
- Когда же на свадебный пирог пригласите?
Катю такие вопросы неизменно вгоняли в краску, а Коля отделывался шуткой:
- Успеется, спешить некуда... Но приятели не отставали:
- Спешить - то некуда, но и тянуть незачем... Друг друга порядком узнали: пуд соли, верно, уже съели.
- До пуда далеко - сорока фунтов не хватает! - отшучивался Коля.
И вот всё позади: и пять лет упорной учёбы и бесконечные споры о прочности металлов и крепости дружбы. В кармане заветная красная дипломная книжка - путёвка к далёкой, заманчивой цели.
Прощальный студенческий вечер. Бесконечные тосты - за всё и за всех. Танцы, любимые песни - веселье переливается через край. Иван Митрофанович - декан факультета и секретарь партийного бюро института - настойчиво стучит ножом по стакану и призывает к тишине и вниманию:
- Позвольте особо поздравить наших товарищей выпускников Николая Александровича Морозова и Екатерину Павловну Лапшину, именуемую отныне Екатериной Морозовой. Вместе с дипломом об окончании института сегодня в одном официальном учреждении им вручили диплом на долгую совместную, счастливую жизнь. Любовь да совет вам, дорогие друзья, граждане Морозовы!
Морозовы уехали на далёкую стройку. С тех пор прошло несколько лет. В своих письмах оттуда Морозовы пишут, что живут дружно и хорошо.
... О Морозовых, о студенческой вечеринке, на которой чествовали новобрачных, мы вспомнили, как это ни странно, в зале заседаний городского суда, где разбирались дела о разводах. Уж слишком разителен был контраст между жизнью Морозовых - нормальной, естественной судьбой обычной советской семьи - и теми, из ряда вон выходящими случаями скоростного брака, о которых нам довелось услышать в суде.
Разбиралось дело о разводе Бориса Гаврилина и Ирины Ревельс. Сухими, безразличными словами рассказывают они, как познакомились и поженились. Всё незатейливо, просто, удивительно легко. Ни нотки сожаления о происшедшем. Можно подумать, что перед судом не молодые супруги, а бухгалтеры, приглашённые для экспертизы баланса, в котором кредит с дебетом не сошлись. От таких экспертов, кроме цифр, ничего не ждёшь, и высказывать свои чувства им строго возбраняется. Но нет, перед нами два человека, которые ещё недавно клялись в любви до гроба, а сейчас, видите ли, «не сошлись характерами»!
Что же сблизило их? Никакого чувства у них нет и не было. И откуда ему быть, этому чувству, когда он, Борис Гаврилин, и она, Ирина Ревельс, были знакомы до женитьбы всего только пять месяцев! Прожили вместе четыре месяца и вот теперь решили развестись.
- Мы оказались слишком разными людьми. Мы к браку подошли легкомысленно.
Судья, пожилая женщина, за плечами которой большой судейский и жизненный опыт, поправила:
- Не легкомысленно, а преступно... Дело даже не только в этих двух ветреных молодых людях, полагающих, что сменить мужа или жену - всё равно, что сменить пару носков. К тому времени, когда их заявление о разводе перешло уже в городской суд, у Ирины от этого скоростного брака родилась дочка. Формально, конечно, всё будет в порядке, Борис будет платить Ирине положенные по закону алименты. Но жизнь маленькой Наташи уже исковеркана, она будет расти без отца. Судья спросила Ирину Ревельс:
- Почему вы настаиваете на разводе? У вас новая семья?
- Нет, - спокойно, без запинки ответила Ирина, - новой семьи пока ещё нет, но собираюсь скоро выйти замуж.
Ирина - комсомолка. Но комитет комсомола ансамбля песни и пляски, где работает Ирина, не усмотрел в разводе никакой семейной драмы. К тому же, как заявил секретарь комитета, по сему поводу никаких официальных заявлений в комитет не поступало. И вообще удобно ли вмешиваться в интимную жизнь отдельных граждан?
К лицу ли нам подобная «политика невмешательства» в личные дела? Личное в нашей стране тесно переплетается с общественным. Личные дарования и таланты всемерно поощряются в интересах социалистического общества. И наоборот: интересы общества требуют непримиримой борьбы с личными недостатками, с родимыми пятнами капитализма.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.