Молодежный спектакль в Киевском театре музыкальной комедии
Создание полноценной советской комедии является одной из первоочередных задач нашей драматургии. На этом пути есть немало трудностей: попытки «уложить» отображение нашей действительности в рамки старых драмодельских схем заведомо обречены на неудачу. Творческие искания советских комедиографов должны быть направлены на создание форм, способных наиболее полно передать жизненную правду, без которой немыслимо подлинно художественное произведение. Именно этот сложный, но благородный путь избрал молодой украинский поэт Григорий Плоткин, написавший лирическую комедию «Песня о верной любви».
Жанровое своеобразие этой комедии связано с традициями украинского народного театра, всегда сочетавшего драматическое действие с музыкой, песнями и танцами.
Утверждение принципов народного искусства заложено в самом сюжете пьесы. Это спектакль о торжестве талантов в нашей стране, о верной любви к советской Отчизне, о творческом труде, направленном на благо нашего народа.
Молодому композитору Всеволоду Рождественскому удалось подчеркнуть эту тенденцию пьесы: его музыка проста и доходчива, полна подлинной теплоты. Многие мелодические интонации близки к песенному творчеству украинского народа.
Спектакль затрагивает ряд важных вопросов, волнующих нашу молодёжь. Выбор профессии, определение своего пути в жизни, дружба и взаимопомощь советских людей - вот круг тем, которым посвящена «Песня о верной любви».
... Вчерашняя санитарка полевого госпиталя, сегодня выпускница медицинского училища Оленя Величко обладает незаурядными вокальными способностями. Её знают и любят в городке. Приезд молодого композитора Вадима Ярошенко, её фронтового друга, открывает перед ней возможность поступить в студию одного из московских музыкальных театров. Предложение Вадима заманчиво. Сгоряча девушка просит директора медицинского училища профессора Шатрову освободить её от назначения на должность начальника медпункта в селе Безымянном и разрешить отъезд в столицу.
Профессор Шатрова внимательно и серьёзно относится к просьбе своей воспитанницы: её волнует судьба молодых людей, оставляющих стены училища. Шатрова помогает Олене правильно решить этот вопрос. Под влиянием ряда событий девушка осознаёт необходимость остаться и начать работать по специальности.
Артистке А. Савченко удалось наделить образ Олёны мягкой лиричностью, раскрыть её высокую моральную чистоту и благородство. С подкупающей теплотой ведёт роль Шатровой молодая артистка Н. Петраковская. Большой успех в спектакле выпал также на долю молодых артистов А. Котова (Лёня Сохацкий) и М. Божке (Галя Гоголь). Зритель сочувствует весёлым проделкам радиотехника Лёни, у которого «всё получается наоборот», верит в неподдельную искренность увлечённой своим делом Гали - руководительницы бригады девушек - строителей. Трогательный образ старого аптекаря Валерьяна Гоголя - седоволосого друга молодёжи, энтузиаста культурного строительства в городке - создал заслуженный артист УССР (Б. Хенкин.
В пьесе и в спектакле большое место занимает Вадим Ярошенко - бывший сержант, ставший известным композитором. Это самоотверженный сын своего народа, посвятивший жизнь и творчество горячо любимой Родине. К сожалению, артист Л. Пресман, играющий роль Вадима, не использовал всех возможностей, которые ему даёт текст пьесы: Вадим в его исполнении лишён обаяния и темперамента.
С теплотой и любовью рисуя образы советских людей, показывая их в труде, учёбе и отдыхе, автор и театр нашли выразительные сатирические краски для разоблачения гнилой обывательщины, для осуждения проявлений низкопоклонства перед растленной культурой буржуазного Запада.
В остром пародийном плане играет заслуженная артистка УССР В. Новинская роль «непризнанного таланта» - косметички Степаниды Кажан, которая, обожая всё заграничное, считает себя «мастером красоты». Какой ничтожной и жалкой выглядит эта «красота» в сравнении с настоящей моральной красотой и неподдельной молодостью советских людей!
Стройно и слаженно звучат в спектакле хор и оркестр (дирижёр - Н. Гинзбург). Декорации художника Н. Духновокого отличаются праздничной яркостью и передают колорит небольшого приднепровского городка. Однако следует указать художнику на некоторую громоздкость и бледность оформления первой картины.
Постановщик спектакля режиссёр Игорь Земгано проявил творческую изобретательность и художественный вкус в решении многих сцен и эпизодов, правильно понял и раскрыл поэтическую природу этой талантливой комедии.
Киев.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Обсуждаем рассказ «Милочка» (См. «Смену» №№ 10 и 11)