Не гнаться за модой

Евгений Долматовский| опубликовано в номере №1286, декабрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Есть обстоятельства, зависящие от авторов, но есть и объективные.

Вот, например, своевременность появления песни: атмосфера тридцатых годов вызвала к жизни и «Марш веселых ребят», и «Песню о Родине», и «Каховку», и «Марш энтузиастов».

То же можно, сказать и о песнях Великой Отечественной войны. При всех не подлежащих опровержению заверениях и утверждениях, что песня – наше оружие, не громкие марши, а проникновенные лирические песни получили невероятное распространение на фронте. Думали ли авторы об этом? Вряд ли! Просто они жили жизнью народа, то, что было нужно ему, необходимо было и его поэтам и композиторам.

Песня не всегда впрямую и прямолинейно отвечает на запросы времени. Вот, к примеру, «Подмосковные вечера». Казалось бы, простенькая лирическая песня, а звучит она по всему миру как свидетельство прочности и человечности советского строя.

Я пищу песни давно: «В далекий край товарищ улетает», «Ты ждешь, Лизавета», «Моя любимая», «Все стало вокруг голубым и зеленым», «Морской ястреб», «Песня о Днепре», «Случайный вальс» вступают в свое пятое десятилетие,, а «Ленинские горы», «Сормовская лирическая», «Родина слышит», «Если бы парни... «перешагнули за четверть века.

Размышляя о судьбе собственных песен, могу признаться, что при их создании не возникало тщеславных мыслей об успехе – просто необходимо было высказать то, что на душе.

По-разному шли они к людям. Одни внедрялись мгновенно, другие годами ждали своего часа.

Откровенно, я боюсь быстрого признания песни. Ведь случается, что netv ня воспринимается легко из-за того лишь, что идет путем проторенным, что в ней нет ничего нового. К новому еще надо привыкнуть, оно должно завоевать признание.

Проблема исполнительская тоже достаточно сложна. Сколько песен загублено неправильным, неточным, случайным выбором первого исполни-. теля! Хорошо, если адекватное исполнение находило песню позже. Но и в этих случаях не всегда удавалось исправить первое впечатление. : Нельзя слепо поддаваться исполнительской моде. Мне, как поэту, особенно больно бывает слышать, как иные певцы из вокально-инструментальных ансамблей придают советской песне эдакий иностранный оттенок путем очень акцентированного произнесения самых обыкновенных русских слов. Каков смысл такой интерпретации?

А потом полу чаются конфузные ситуации: на каком-нибудь зарубежном фестивале наши артисты изо всех сил стараются быть похожими на западных коллег.

Видно, не там иные наши молодые и одаренные исполнители ищут успеха. И вообще не слишком ли много думаем мы об успехе? Достигают ли цели бесконечные конкурсы, фестивали, смотры? Есть песни, испорченные исполнением в духе циркового антре. Пришлось мне не так давно заседать в жюри Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни. Знакомство с красивыми и звонкоголосыми юношами и девушками радовало всех нас, оказавшихся в положении маститых...

Одна из исполнительниц, прошедшая на второй тур, появилась с тремя песнями – каждую из них она исполняла в другом платье. Добавлю, что мы ее не узнали на сцене – на первом туре были еще две песни и соответственно еще два платья..

Так я и не понял., что происходило – показ мод или показ песен? Мы смотрели прилежней, чем слушали. Будь этот случай единственным, не стоило бы о нем вспоминать: какой красавице не захочется показаться в оригинальном новом наряде? В чем я вижу здесь опасность для песни? В том, что ее отводят на второй план или на третий план,. выводя на первый зрелище.

А песня должна быть главным, если уж о ней речь.

Не слишком ли увлеклись на телевидении обслуживанием отдыха, устройством развлечений и увеселений? Советские люди благодарят за то, что их веселят и развлекают. Хорошо! Ну, а почему такое пренебрежение к песне-раздумью, к трагической или драматической песне? В области политической песни дело обстоит так: наш опыт дал прекрасный импульс, выросла и окрепла политическая песня на Западе. Отлично! Но мы несколько отстали, не поощряем, недостаточно пропагандируем политическую песню. В наше время торжества магнитофона, радио и телевидения исполнение песни играет немалую роль в ее популярности.

Вот сколько ответов набежало на вопрос о том, в чем секрет популярности песни. Разъясняют ли они мою позицию? Возможно. Но на вопрос все же исчерпывающе ответить не могут.

Может быть, и не надо? Пусть остается тайной?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Что значит – порядочный человек?

Ведет заседание «Круглого стола» член редколлегии, редактор отдела коммунистического воспитания Борис Данюшевский