Есть обстоятельства, зависящие от авторов, но есть и объективные.
Вот, например, своевременность появления песни: атмосфера тридцатых годов вызвала к жизни и «Марш веселых ребят», и «Песню о Родине», и «Каховку», и «Марш энтузиастов».
То же можно, сказать и о песнях Великой Отечественной войны. При всех не подлежащих опровержению заверениях и утверждениях, что песня – наше оружие, не громкие марши, а проникновенные лирические песни получили невероятное распространение на фронте. Думали ли авторы об этом? Вряд ли! Просто они жили жизнью народа, то, что было нужно ему, необходимо было и его поэтам и композиторам.
Песня не всегда впрямую и прямолинейно отвечает на запросы времени. Вот, к примеру, «Подмосковные вечера». Казалось бы, простенькая лирическая песня, а звучит она по всему миру как свидетельство прочности и человечности советского строя.
Я пищу песни давно: «В далекий край товарищ улетает», «Ты ждешь, Лизавета», «Моя любимая», «Все стало вокруг голубым и зеленым», «Морской ястреб», «Песня о Днепре», «Случайный вальс» вступают в свое пятое десятилетие,, а «Ленинские горы», «Сормовская лирическая», «Родина слышит», «Если бы парни... «перешагнули за четверть века.
Размышляя о судьбе собственных песен, могу признаться, что при их создании не возникало тщеславных мыслей об успехе – просто необходимо было высказать то, что на душе.
По-разному шли они к людям. Одни внедрялись мгновенно, другие годами ждали своего часа.
Откровенно, я боюсь быстрого признания песни. Ведь случается, что netv ня воспринимается легко из-за того лишь, что идет путем проторенным, что в ней нет ничего нового. К новому еще надо привыкнуть, оно должно завоевать признание.
Проблема исполнительская тоже достаточно сложна. Сколько песен загублено неправильным, неточным, случайным выбором первого исполни-. теля! Хорошо, если адекватное исполнение находило песню позже. Но и в этих случаях не всегда удавалось исправить первое впечатление. : Нельзя слепо поддаваться исполнительской моде. Мне, как поэту, особенно больно бывает слышать, как иные певцы из вокально-инструментальных ансамблей придают советской песне эдакий иностранный оттенок путем очень акцентированного произнесения самых обыкновенных русских слов. Каков смысл такой интерпретации?
А потом полу чаются конфузные ситуации: на каком-нибудь зарубежном фестивале наши артисты изо всех сил стараются быть похожими на западных коллег.
Видно, не там иные наши молодые и одаренные исполнители ищут успеха. И вообще не слишком ли много думаем мы об успехе? Достигают ли цели бесконечные конкурсы, фестивали, смотры? Есть песни, испорченные исполнением в духе циркового антре. Пришлось мне не так давно заседать в жюри Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни. Знакомство с красивыми и звонкоголосыми юношами и девушками радовало всех нас, оказавшихся в положении маститых...
Одна из исполнительниц, прошедшая на второй тур, появилась с тремя песнями – каждую из них она исполняла в другом платье. Добавлю, что мы ее не узнали на сцене – на первом туре были еще две песни и соответственно еще два платья..
Так я и не понял., что происходило – показ мод или показ песен? Мы смотрели прилежней, чем слушали. Будь этот случай единственным, не стоило бы о нем вспоминать: какой красавице не захочется показаться в оригинальном новом наряде? В чем я вижу здесь опасность для песни? В том, что ее отводят на второй план или на третий план,. выводя на первый зрелище.
А песня должна быть главным, если уж о ней речь.
Не слишком ли увлеклись на телевидении обслуживанием отдыха, устройством развлечений и увеселений? Советские люди благодарят за то, что их веселят и развлекают. Хорошо! Ну, а почему такое пренебрежение к песне-раздумью, к трагической или драматической песне? В области политической песни дело обстоит так: наш опыт дал прекрасный импульс, выросла и окрепла политическая песня на Западе. Отлично! Но мы несколько отстали, не поощряем, недостаточно пропагандируем политическую песню. В наше время торжества магнитофона, радио и телевидения исполнение песни играет немалую роль в ее популярности.
Вот сколько ответов набежало на вопрос о том, в чем секрет популярности песни. Разъясняют ли они мою позицию? Возможно. Но на вопрос все же исчерпывающе ответить не могут.
Может быть, и не надо? Пусть остается тайной?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.