На творческих вечерах, в письмах, при встречах с композиторами и поэтами им нередко задают вопрос: в чем секрет популярности песни?
В дискуссиях по песенным проблемам, то затихающих, то возникающих с новой силой, эта тема дебатируется непременно. Но ответа, мне кажется, до сих пор не найдено. Я не берусь раскрыть, в чем же секрет популярности. Но и ответить, что не знаю, было бы излишне осторожным словом, неужели многие десятилетия участия в создании песен и наличие нескольких популярных песен в моем поэтическом багаже не натолкнули на раздумья, не привели к выводам, которые могли бы прояснить вопрос? Давайте попытаемся разобраться...
Но прежде надо условиться о терминологии.
Популярность – достаточно широкое понятие, смысл его неоднозначен. Иные ценители ставят знак равенства между популярностью, известностью, знаменитостью, а другие относятся к популярности с иронией. Что ж, основания для иронии есть. Рассуждая о популярности песен, мы оставляем на втором плане вопрос, на мой взгляд, важнейший: хороша или плоха популярная песня? Умна или глупа? Оригинальна или повторна? Значительна или пустякова? И еще немаловажное обстоятельство – сроки популярности: концертный сезон или жизнь одного или нескольких поколений?
Еще одно предварительное условие:. будем говорить о советской песне. Согласимся, что это особый жанр, что у него есть история, что у песен, о которых мы будем говорить, есть или может быть биография, сплетенная с человеческими судьбами.
Я отнюдь не против эстрадной песни – «номера», «шлягера». Эстрадные песни существовали раньше, чем утвердилась советская песня, эстрада, и зритель в них нуждается, почти с самого своего истока советская песня шла. к людям и с эстрады тоже.
Но эстрадное исполнение для советской песни – лишь один из путей в народ, одна из модификаций, что и отличает ее от чисто эстрадной песни.
Популярность той или иной песни еще не есть Знак качества. При всем уважении к радиослушателям и их письмам я не считаю главным критерием эти письма. Когда оценка подводится по количеству голосов, лирическая песня заранее имеет преимущество. На эстраде получила все права (говорю серьезно!) – песня-пустячок, шутливая попевка, песенка-танец.
У этих произведений все шансы понравиться.
Вновь требуется уточнение: понравиться или полюбиться, стать спутницей жизни всерьез и надолго или вскорости оказаться ненужной, поскольку уже появилась новая песенка, зазвучал новый пустячок?
Я считаю важнейшей, едва. ли не главной проверкой песни ее долговечность.
Правда, разговор наш о секрете популярности песни осложняется: появилась песня, широко распространилась, но тут вмешивается скептик и говорит: подождите лет эдак десять – пятнадцать – только помноженная на время песня оправдает свою популярность.
Конечно, современникам не терпится, они убеждены в неопровержимости своих сиюминутных оценок, а все же...
Ну, а в чем секрет популярности песни?
Знай я разгадку, наверное, в моем творческом багаже были бы только популярные песни. Однако ни у меня, ни у моих товарищей, поэтов и композиторов, нет и не может быть сплошных удач. Чередуются удачи и неудачи, популярные песни по-прежнему редкость.
И все же есть определенные предварительные условия для песни, которая может стать популярной, может стать знаменитой.
Песня должна быть новой, непохожей на песни, ранее известные. Обманчивая легкость повторения чужого успеха безнадёжна. Только изобретение, только открытие! Песне противопоказано следование моде. Она не следовать моде обязана, а создавать ее...
Песня, какой бы она несерьезной ни была, написана может быть только всерьез! По душевной необходимости, вдохновению, с полной душевной отдачей!
Чего греха таить, в среде начинающих поэтов бытует мнение, будто песню написать легче, чем, например, стихотворение. Три строфы, а может, даже две, ну, и короткий припев – как-просто! Я считаю, что песню сочинить очень трудно. В песне невозможны пустые, проходные слова – -каждое слово под нагрузкой, каждое слово значительно. Порядок слов в предложении, в строке обязан быть единственно необходимым.
И все же в чем секрет популярности песни?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.