Навстречу утренней заре

Кирилл Замошкин| опубликовано в номере №940, июль 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

9 ноября 1929 года родилась Александра Николаевна Пахмутова

Олег Алексеев

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ. Было ослепительное утро. Был май. У Мавзолея В. И. Ленина стояла шеренга ребятишек — мальчишек и девчонок, взволнованных торжественностью и красотой минуты — минуты, которая отныне навсегда войдет в их память, в их сердце, в их жизнь. Пионервожатая повязывала им красные галстуки. На брусчатке древней площади стояли те, кому предстоит осуществлять будущее... Когда закончилась церемония посвящения в пионеры, ребята запели песню: «Гайдар шагает впереди». С этой песней, чья мелодия, чей ритм, чей смысл полны возвышенного драматизма и проникновенной романтики, пионеры покинули Красную площадь. С доброй улыбкой смотрели им вслед прохожие, наверно, вспоминая свое детство, свои пионерские заботы и радости.

Было ослепительное утро. Был май. За зубчатыми стенами Кремля во Дворце съездов работал высший форум советского комсомола — XV съезд. Среди почетных гостей съезда была Александра Пахмутова, композитор, создатель пионерского марша о замечательном писателе-бойце «Гайдар шагает впереди».

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А Н. ПАХМУТОВОЙ НА XV СЪЕЗДЕ КОМСОМОЛА. «Советская песня — это дитя революции... Тысячи великих людей, простых, честных, талантливых, веселых, погибли за наше дело, за наши идеалы... Мы, пишущие песни, стихи, симфонии, должны в своих произведениях сказать всем об этих людях с такой силой, с такой любовью, чтобы вы не могла не полюбить их».

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ. В рабочем клубе на бывшей городской окраине рядом с железнодорожной линией и заводскими трубами шел музыкально-литературный концерт. Четыреста пар глаз были устремлены на сцену, где один за другим выступали журналисты, прозаики, поэты, юмористы. Они читали свои произведения, делились жизненными наблюдениями, рассказывали о своих творческих планах. Им дружно хлопали четыреста пар ладоней. Потом был шквал аплодисментов: к рампе подошла темпераментная, светловолосая молодая женщина. Она была огорчена. Ее верные помощники и друзья — певцы не смогли приехать с ней. Один улетел в срочную командировку, другой заболел. Что же делать в таких случаях композитору-песеннику? Аля Пахмутова обратилась к залу, где сидели рабочие парни и девчата, солдаты, студенты, просто жители этого заводского района, заглянувшие «на огонек» в клуб: «Помогите мне, может, кто-нибудь споет, а я буду аккомпанировать». И тогда на сцену поднялись три девушки. До этого вечера они не были знакомы. Они не участвовали в самодеятельности. И никогда не стояли на сцене. Пахмутова села за рояль. И неожиданно образовавшееся трио начало петь свою любимую: «Девчонки танцуют на палубе». Положение обязывало. Вокальное трио на удивление слаженно, задорно и, пожалуй, даже отчаянно исполнило песню... Потом зал скандировал, требовал: «Еще! Еще!» И они спели «Хорошие девчата, веселые подруги». Импровизированный концерт прошел блестяще. Это был яркий пример единения художника, работающего для народа, и людей, любящих искусство.

ЕЩЕ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А. Н. ПАХМУТОВОЙ. «...Мир музыки огромен и не исчерпывается только песнями. Хорошо, что вы любите песню, но хочется, чтобы вас также интересовали произведения и другой формы, другого жанра... И когда иные молодые люди говорят: «Я сижу и не понимаю, я просто выключаю радио», — я должна сказать: я им не верю, я о них думаю лучше, чем они сами о себе, они просто недооценивают себя».

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. В конце тридцатых — начале сороковых годов, незадолго до начала Великой Отечественной войны, детвора и комсомолия Страны Советов пели «Песню Коминтерна» — «Заводы, вставайте, шеренги смыкайте», «Эх, хорошо в стране советской жить!», «Веселый ветер», «Три танкиста», «Марш энтузиастов», легендарную «Каховку». Аля Пахмутова принадлежала к пионерам той эпохи. Она росла с песнями Дунаевского и братьев Покрасс, Лебедева-Кумача, Гусева, Светлова. В произведениях этих композиторов и поэтов во весь голос звучали темпы трудовой доблести и патриотизма, пролетарской солидарности и оптимистического восприятия действительности. Д. И. Ульянов в своих воспоминаниях о В. И. Ленине пишет: «У Владимира Ильича я почти не помню в пении минора. Наоборот, у него всегда звучала отвага, удаль, высокий подъем и призыв!»

Именно такой была советская песня прошлых лет: военной поры и послевоенного периода. Лучшие песенные традиции успешно развивали Александров и Соловьев-Седой, Блантер и Хренников. В этом единственно верном ключе работает и Пахмутова и другие популярные композиторы-песенники наших дней: Аркадий Островский и Андрей Петров, Эдуард Колмановский и Азон Фаттах, Марк Фрадкин и Микаэл Таривердиев, Оскар Фельцман и Ян Френкель.

ЛИСТАЯ КНИГУ. Песня... Все-таки как же она рождается, как это «обыкновенное чудо» завоевывает слушателей, становится их спутником и другом? Поэты-песенники Николай Добронравов и Сергей Гребенников, постоянные соавторы Пахмутовой, которые по праву делят успех ее песен (ведь создание текста — какая это невероятно трудная вещь!), написали книгу «В Сибирь, за песнями!», вышедшую в издательстве «Молодая гвардия». В этой интересной, увлекательной книжке на собственном опыте сделана смелая попытка показать и раскрыть процесс рождения современной песни. Факты, события, встречи, наблюдения. Так, в гуще жизни, в общении с людьми — строителями коммунизма возникает мелодия, появляются первые строфы.

«Нам казалось, — пишут С. Гребенников и Н. Добронравов, — там, в походной палатке изыскателей или в тесной прорабской на стройке, а может быть, прямо на обрывистом скалистом берегу, среди буйных, таежных цветов живет еще не услышанная нами песня — песня сегодняшнего дня. Песня всегда в дороге. Она мчится на поездах и самолетах, на ходу садится в попутные машины, она строит новые города и поселки». Авторы книги — люди беспокойные, искренние, талантливые. Иначе и не может быть. Хорошая песня живет с нами, она не только и не столько форма развлечения в свободную минуту, — песня помогает человеку, воспитывает в нем лучшие качества.

Пахмутова и ее друзья-поэты — люди непоседливые. Они сродни искателям и путешественникам, они открыватели в области прекрасного. И, наверное, у них никогда не состарятся сердца. Песня «Главное, ребята» заключает книгу С. Гребенникова и Н. Добронравова. Она рефрен творчества Пахмутовой, она кредо художнических и жизненных позиций композитора.

НА КОНЦЕРТЕ. Колонный зал Дома союзов. На эстраде — великолепный оркестр радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева, хор, лучшие исполнители советской песни. Сегодня творческий концерт Александры Пахмутовой. Сегодня здесь все ее: ее музыка, ее песни, ее гости, ее товарищи по музыкальному цеху, ее слушатели.

Давайте мысленно перенесемся в Колонный зал, в мир прекрасных мелодий. И вспомним.

Оркестр исполняет увертюру «Юность». Прозрачная, звенящая, солнечная музыка. По своей выразительности, мироощущению увертюре в чем-то сродни полотнам Александра Дейнеки, где торжество молодого духа и тела, человеческая гармония слиты воедино с величием и красотой природы — моря и света, неба и ветра, простора, и все наполнено радостью молодого бытия. Только такой и может быть молодость...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Просто Райкин…

24 октября 1911 года родился Аркадий Исаакович Райкин

Волшебник из Генуи

27 октября 1782 года родился Никколо Паганини

Безумная гениальность

29 мая 1787 года родился Константин Батюшков

в этом номере

Дело командора

Научно-фантастическая повесть