Навстречу утренней заре

Кирилл Замошкин| опубликовано в номере №940, июль 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

9 ноября 1929 года родилась Александра Николаевна Пахмутова

Олег Алексеев

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ. Было ослепительное утро. Был май. У Мавзолея В. И. Ленина стояла шеренга ребятишек — мальчишек и девчонок, взволнованных торжественностью и красотой минуты — минуты, которая отныне навсегда войдет в их память, в их сердце, в их жизнь. Пионервожатая повязывала им красные галстуки. На брусчатке древней площади стояли те, кому предстоит осуществлять будущее... Когда закончилась церемония посвящения в пионеры, ребята запели песню: «Гайдар шагает впереди». С этой песней, чья мелодия, чей ритм, чей смысл полны возвышенного драматизма и проникновенной романтики, пионеры покинули Красную площадь. С доброй улыбкой смотрели им вслед прохожие, наверно, вспоминая свое детство, свои пионерские заботы и радости.

Было ослепительное утро. Был май. За зубчатыми стенами Кремля во Дворце съездов работал высший форум советского комсомола — XV съезд. Среди почетных гостей съезда была Александра Пахмутова, композитор, создатель пионерского марша о замечательном писателе-бойце «Гайдар шагает впереди».

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А Н. ПАХМУТОВОЙ НА XV СЪЕЗДЕ КОМСОМОЛА. «Советская песня — это дитя революции... Тысячи великих людей, простых, честных, талантливых, веселых, погибли за наше дело, за наши идеалы... Мы, пишущие песни, стихи, симфонии, должны в своих произведениях сказать всем об этих людях с такой силой, с такой любовью, чтобы вы не могла не полюбить их».

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ. В рабочем клубе на бывшей городской окраине рядом с железнодорожной линией и заводскими трубами шел музыкально-литературный концерт. Четыреста пар глаз были устремлены на сцену, где один за другим выступали журналисты, прозаики, поэты, юмористы. Они читали свои произведения, делились жизненными наблюдениями, рассказывали о своих творческих планах. Им дружно хлопали четыреста пар ладоней. Потом был шквал аплодисментов: к рампе подошла темпераментная, светловолосая молодая женщина. Она была огорчена. Ее верные помощники и друзья — певцы не смогли приехать с ней. Один улетел в срочную командировку, другой заболел. Что же делать в таких случаях композитору-песеннику? Аля Пахмутова обратилась к залу, где сидели рабочие парни и девчата, солдаты, студенты, просто жители этого заводского района, заглянувшие «на огонек» в клуб: «Помогите мне, может, кто-нибудь споет, а я буду аккомпанировать». И тогда на сцену поднялись три девушки. До этого вечера они не были знакомы. Они не участвовали в самодеятельности. И никогда не стояли на сцене. Пахмутова села за рояль. И неожиданно образовавшееся трио начало петь свою любимую: «Девчонки танцуют на палубе». Положение обязывало. Вокальное трио на удивление слаженно, задорно и, пожалуй, даже отчаянно исполнило песню... Потом зал скандировал, требовал: «Еще! Еще!» И они спели «Хорошие девчата, веселые подруги». Импровизированный концерт прошел блестяще. Это был яркий пример единения художника, работающего для народа, и людей, любящих искусство.

ЕЩЕ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А. Н. ПАХМУТОВОЙ. «...Мир музыки огромен и не исчерпывается только песнями. Хорошо, что вы любите песню, но хочется, чтобы вас также интересовали произведения и другой формы, другого жанра... И когда иные молодые люди говорят: «Я сижу и не понимаю, я просто выключаю радио», — я должна сказать: я им не верю, я о них думаю лучше, чем они сами о себе, они просто недооценивают себя».

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. В конце тридцатых — начале сороковых годов, незадолго до начала Великой Отечественной войны, детвора и комсомолия Страны Советов пели «Песню Коминтерна» — «Заводы, вставайте, шеренги смыкайте», «Эх, хорошо в стране советской жить!», «Веселый ветер», «Три танкиста», «Марш энтузиастов», легендарную «Каховку». Аля Пахмутова принадлежала к пионерам той эпохи. Она росла с песнями Дунаевского и братьев Покрасс, Лебедева-Кумача, Гусева, Светлова. В произведениях этих композиторов и поэтов во весь голос звучали темпы трудовой доблести и патриотизма, пролетарской солидарности и оптимистического восприятия действительности. Д. И. Ульянов в своих воспоминаниях о В. И. Ленине пишет: «У Владимира Ильича я почти не помню в пении минора. Наоборот, у него всегда звучала отвага, удаль, высокий подъем и призыв!»

Именно такой была советская песня прошлых лет: военной поры и послевоенного периода. Лучшие песенные традиции успешно развивали Александров и Соловьев-Седой, Блантер и Хренников. В этом единственно верном ключе работает и Пахмутова и другие популярные композиторы-песенники наших дней: Аркадий Островский и Андрей Петров, Эдуард Колмановский и Азон Фаттах, Марк Фрадкин и Микаэл Таривердиев, Оскар Фельцман и Ян Френкель.

ЛИСТАЯ КНИГУ. Песня... Все-таки как же она рождается, как это «обыкновенное чудо» завоевывает слушателей, становится их спутником и другом? Поэты-песенники Николай Добронравов и Сергей Гребенников, постоянные соавторы Пахмутовой, которые по праву делят успех ее песен (ведь создание текста — какая это невероятно трудная вещь!), написали книгу «В Сибирь, за песнями!», вышедшую в издательстве «Молодая гвардия». В этой интересной, увлекательной книжке на собственном опыте сделана смелая попытка показать и раскрыть процесс рождения современной песни. Факты, события, встречи, наблюдения. Так, в гуще жизни, в общении с людьми — строителями коммунизма возникает мелодия, появляются первые строфы.

«Нам казалось, — пишут С. Гребенников и Н. Добронравов, — там, в походной палатке изыскателей или в тесной прорабской на стройке, а может быть, прямо на обрывистом скалистом берегу, среди буйных, таежных цветов живет еще не услышанная нами песня — песня сегодняшнего дня. Песня всегда в дороге. Она мчится на поездах и самолетах, на ходу садится в попутные машины, она строит новые города и поселки». Авторы книги — люди беспокойные, искренние, талантливые. Иначе и не может быть. Хорошая песня живет с нами, она не только и не столько форма развлечения в свободную минуту, — песня помогает человеку, воспитывает в нем лучшие качества.

Пахмутова и ее друзья-поэты — люди непоседливые. Они сродни искателям и путешественникам, они открыватели в области прекрасного. И, наверное, у них никогда не состарятся сердца. Песня «Главное, ребята» заключает книгу С. Гребенникова и Н. Добронравова. Она рефрен творчества Пахмутовой, она кредо художнических и жизненных позиций композитора.

НА КОНЦЕРТЕ. Колонный зал Дома союзов. На эстраде — великолепный оркестр радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева, хор, лучшие исполнители советской песни. Сегодня творческий концерт Александры Пахмутовой. Сегодня здесь все ее: ее музыка, ее песни, ее гости, ее товарищи по музыкальному цеху, ее слушатели.

Давайте мысленно перенесемся в Колонный зал, в мир прекрасных мелодий. И вспомним.

Оркестр исполняет увертюру «Юность». Прозрачная, звенящая, солнечная музыка. По своей выразительности, мироощущению увертюре в чем-то сродни полотнам Александра Дейнеки, где торжество молодого духа и тела, человеческая гармония слиты воедино с величием и красотой природы — моря и света, неба и ветра, простора, и все наполнено радостью молодого бытия. Только такой и может быть молодость...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

С праздником 8 Марта

поздравляют читательниц редакция "Смены" и Анатолий Пшеничный

Дело житейское

14 ноября 1907 родилась Астрид Линдгрен.

Творческий путь Пушкина

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Опубликовано в номере №285, сентябрь 1936