СОВЕРШЕННО ясно: каменный уголь и нефть - эта основная пища мировой промышленности - умирает. По расчетам ученых, каменного угля нам хватит еще быть может на 2 - 3 столетия, но зато нефть иссякнет через 2 - 3 десятка лет. Наступающая смерть угля и нефти ясна даже и без разъяснения ученых. Загляните в любую газету, и вы найдете там слова: Моссул, Рур, Баку, Донбасс, Оклахома, Мексика. И рядом с этим словами - козни, интриги, дипломатические ноты, налеты и войны. Это капиталистические государства вырывают друг, у друга последние источники умирающего топлива.
Но, если умирает уголь и нефть, то кто же будет их наследником? Кто займет их место в мировой промышленности? Что станет пищей с каждым годом растущей армии машин и двигателей?
О некоторых из будущих «наследников» топлива и пойдет речь в этом очерке.
Можно ли поймать солнце? Можно ли каким - нибудь образом захватить солнечный луч и, захватив, приручить его и заставить работать так, как, скажем, мы заставляем работать электричество в моторах фабрик, в двигателе трамвая, в лампочке нашей комнаты?
Этот вопрос прежде всего приходит нам на ум, когда задумываешься над вопросом, где бы отыскать новые источники энергии на земном шаре, которые могли бы заменить нам иссекаемое топливо. Но прежде, чем решать этот вопрос, надо отдать себе отчет. Да стоит ли стараться поймать луч? Силен ли он? Много ли может он проработать в нашей промышленности? Первый же подсчет, произведенный примерно сто лет тому назад французским ученым Пульс, дал нам прекрасные результаты. Он показал, что в среднем каждый квадратный сантиметр поверхности, на которую падают отвесные солнечные лучи, получает каждую минуту около одной малой калории тепла, то - есть лучи, падающие на квадратный сантиметр, могут нагреть один грамм воды на один градус.
Короче говоря, тем теплом, которое солнце посылает на 2 страницы нашего журнала, мы в состоянии вскипятить стакан воды примерно в 10 минут.
Если бы всю эту теплоту мы могли превратить в механическую (двигательную) энергию, то, ловя солнечную, энергию на каждом квадратном километре земной поверхности, мы получили бы по одному миллиону лошадиных сил. И даже если бы мы употребили для своих нужд только одну десятую этой энергии, то и в этом случае с каждого квадратного километра мы получили бы 100.000 лошадиных сил, т.е. почти вдвое больше того, что даст нам Волховская электрическая станция.
Считая точно так же, мы без труда нашли бы, что для замены работы всех московских электрических станций силою солнечной энергии нам пришлось бы отвести под Москвой небольшое поле, размером примерно с Октябрьское (бывш. Ходынское) и собирать посылаемую на нее энергию солнца.
И если ко всему этому мы вспомним про находящиеся под палящими лучами солнца пустыни Азии, Африки, Австралии и Америки, то для нас станет ясным, какие громадные запасы энергии посылает на землю солнце в своих лучах.
После всех этих расчетов, сомнений нет - научиться ловить солнечные луди крайне заманчиво.
Изобретение первой ловушки для солнечных лучей родилось, как это часто бывает, из детской шалости. Орудие этой шалости - осколок зеркала. Направив его на лучи солнца, мы сами сплошь и рядом пускали «солнечных зайчиков» в физиономии наших приятелей, не сознавая, что поймали нашим осколком солнечные лучи и заставили их выполнить наше задание: рассердить нашу «жертву». На практике первый солнечный двигатель является усовершенствованным осколком зеркала, с той разницей, что вместо осколка мы имеем громадную зеркальную воронку, поднятую над землей, а вместо физиономии приятеля - котел паровой машины.
Воронка снабжена особым прибором, который безостановочно двигает ее таким образом, что каждую минуту зеркала ее направлены прямо на солнце.
Солнечные лучи, отражаясь от зеркал, падают на черную поверхность котла, стоящего под этим опрокинутым зеркалом. Находящаяся в котле вода закипает, и пары ее направляются в обычный поршневой цилиндр. Тут они приводят в движение поршень, а он в свою очередь приводит в действие любую машину. Вот все нехитрое устройство солнечного двигателя.
Такие солнечные моторы установлены в настоящее время во многих местах Египта (Африка), Алжира (Африка) и Калифорнии (Америка). Примерно такой же двигатель был выставлен и на нашей Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1923 году.
Над приспособлением этих солнечных моторов в наших советских условиях в настоящее время работает проф. Вейсберг в нашем Туркестане.
Вот те практические успехи, которых добилась современная техника по завоеванию солнечной энергии. Правда, эти моторы установлены пока только в жарких странах. Правда эти моторы еще недостаточно экономны, они дороги, и получаемая ими энергия пока что обходится нам очень не дешево. Но «лиха беда - начало». Мы решили уже первую задачу, мы уже знаем, как надо ловить солнечные лучи, и теперь уже остается второе и более легкое дело: удешевить эти моторы, сделать их простыми и могущими работать в любой обстановке и в любом климате.
Если техника сумела поймать солнечные лучи, то почему бы не подумать над задачей покорения внутреннего тепла земли - той страшной силы, с которой мы знакомы по ужасам землетрясений и вулканических извержений. Но как добраться до этого внутреннего тепла земли? Как поймать его и заставить работать на нашу пользу?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.