Если охватить мысленным взором нашу Родину, Обновленную Великим Октябрем, то она предстанет перед нами, как величественная, небывалая в истории стройка. В самых далеких уголках нашей страны воздвигаются новые города и поселки, корпуса заводов и фабрик, плотины гидростанций. Строитель - почетная профессия в Советском Союзе.
Стоит вспомнить, какой отсталой была техника строительства до революции. Почти все работы выполнялись вручную. Тяжелым был труд тачечников, грабарей, возчиков.
За годы Советской власти строительное дело в нашей стране пережило подлинную революцию, стройки теперь оснащены первоклассными механизмами.
Вот как, например, была снабжена средствами механизации площадка недавно закончившегося строительства трех жилых корпусов на Московском проспекте в Ленинграде. В распоряжении строителей имелись бульдозер для разравнивания территории, экскаваторы для выемки котлованов, мощные автомашины и автопогрузчики. На монтаже работали краны грузоподъемностью три - пять тонн. Для внутренней отделки зданий использовались пистолеты - распылители краски, пескоструйные аппараты и другие средства механизации.
Многие здания сейчас возводятся в такие короткие сроки, о которых прежде нельзя было и мечтать. Это происходит потому, что конструкции и детали изготовляются на заводах, а на стройке их, по существу, только собирают. Четырех - пятиэтажный жилой дом сооружают за два - два с половиной месяца, причем на монтаже занято не более десяти рабочих в смену.
За годы Советской власти жилищный фонд городов увеличился более чем в три с половиной раза. За последние десять лет у нас восстановлено и построено триста миллионов квадратных метров жилой площади. И все же нужда в квартирах у нас еще велика.
Партия и правительство наметили в 1957 году новую грандиозную программу жилищного строительства. Только в 1956 - - 1960 годах в городах и поселках должно быть построено триста двадцать восемь миллионов квадратных метров жилой площади. В одной только столице за текущую пятилетку будет сооружено более одиннадцати миллионов квадратных метров жилья, почти столько же, сколько было во всей дореволюционной Москве.
Эти цифры ярко характеризуют тот размах, которого достигла у нас строительная техника, они свидетельствуют о возросшем мастерстве рабочих, инженеров, техников, чьим трудом создаются жилые кварталы в городах и поселках нашей Родины.
Когда я смотрю на географическую карту и вижу названия новых городов н поселков, меня охватывает чувство гордости за нашу Родину, за советского человека, создавшего их. Мысленно я представляю себе, как возникал тот или иной город, ставший сегодня крупным промышленным и культурным центром. И почти всегда у истоков создания его я вижу геологов - неутомимых исследователей земных недр. Ведь именно они зачастую были первыми поселенцами на местах будущих городов, первыми прокладывали туда пути - дороги.
Профессия геолога требует мужества, стойкости, хорошей физической закалки. Кому, как не молодежи, быть покорителями природы! Велико значение геологии в освоении природных ресурсов страны. Однако царское правительство не обращало на эту область науки никакого внимания. До революции у нас имелось всего - навсего одно геологическое учреждение - Геологический комитет, а геологов на всю Россию насчитывалось около шестидесяти человек.
Сейчас геологические учреждения есть во всех более или менее значительных центрах Советского Союза. В каждой союзной республике - свой геологический институт, который входит в систему Академии наук СССР. Общее число геологов достигает около двадцати тысяч.
Недра советской земли таят в себе огромные богатства: миллионы тонн нефти, железа, угля, различного минерального сырья. Даже такой редкий минерал, как алмаз, который прежде приходилось покупать за границей, сейчас открыт в таком количестве, что мы имеем возможность посылать его в другие страны.
Изучая самые отдаленные районы нашей Родины, геологи изыскивают ценное сырье для промышленности и строительства. За сорок лет Советской власти они нашли тысячи новых месторождений полезных ископаемых, стерли ряд «белых пятен» с карты нашей страны. Но молодежи предстоит продолжить поиски природных богатств. Это сделает нашу страну еще богаче, а жизнь нашу еще ярче и красивее.
Известно ли вам, дорогие друзья, что от царской России нам достались локомотивы мощностью всего лишь в 600 лошадиных сил? Теперь же по стальным магистралям нашей страны мчатся локомотивы, мощность которых в 4 - 5 раз больше, а мощность восьмиосных электровозов достигает 5 700 лошадиных сил.
Уже один этот пример наглядно показывает, какой гигантский шаг сделал наш железнодорожный транспорт за сорок лет Советской власти. Помню, когда я еще был машинистом, мы водили составы с технической скоростью 25 километров в час. Это считалось тогда большим достижением. А сейчас паровозы типа «2 - 4 - 2» и тепловозы «ТЭ - 7» дали на испытаниях среднюю скорость 160 километров в час.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.