Наш класс

И Тарасова| опубликовано в номере №334, октябрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нынешней весной 114 - ю школу Москвы окончили комсомолки Ия Маяк и Ирина Тарасова.

Комсомольская группа 10 - го класса «В», в котором учились эти девушки, славилась в школе своей сплоченностью, энергией и уменьем Объединить весь класс в стремлении в знаниям.

Ия Маяк и Ирина Тарасова рассказывают здесь о некоторых эпизодах из жизни своей комсомольской группы, своего класса.

Думается, что групорги, члены комсомольских комитетов - все те, кто после выборов пришел к руководству школьными комсомольскими организациями, не без интереса прочтут эти записи.

История нашей группы имеет свою пред - историю. А предыстория эта заключается в том, что когда - то наши ребята отличались и озорством и ленью. С такой репутацией мы перешли в 8 - й класс, где встретились с новым классным руководителем - историком Алексеем Николаевичем Хмелевым. Он - то и сумел развить у нас вкус к серьезным, глубоким знаниям, он...

Впрочем, все по порядку.

Алексей Николаевич, беззаветно влюбленный в свой предмет, естественно, стремился и нас во что бы то ни стало увлечь историей. В самом начале учебного года он предложил организовать исторический кружок. Ребята отнеслись к этому довольно скептически. Раздавались голоса: «Мало нам уроков, еще и в свободное время извольте зубрить всякие эпохи!» Другие говорили: «Что эта за кружок, исторический? Мы молодежь, нам заниматься расколками скучно...» Хмелев никого не неволил, никого не зазывал. Нашлось все же шесть - семь человек, пожелавших записаться в кружок.

Алексей Николаевич начал с того, что предложил нам отправиться вместе в Третьяковскую галерею.

В «Третьяковке» многие уже бывали и поэтому ничего особенного от экскурсии не ожидали. Однако вернулись оттуда взбудораженные и дней десять, захлебываясь, пересказывали всему классу содержание первой беседы кружка, которая велась у полотен известных мастеров исторической живописи.

Многое для нас открылось впервые. Как интересно было разыскивать в каждой представшей перед нами картине черточки давно ушедших времен! Нам захотелось узнать побольше о прошлом нашей родины, нашего народа. К тому же опытный экскурсовод впервые рассказал нам о том, как следует смотреть произведение живописи.

Словом, после двух - трех занятий кружка в нем оказалась уже половина класса.

Нельзя сказать, что ученики 8 - го «В» до этого были неучами или тупицами. Нет, наоборот, многие из нас охотно и много читали, любили театр, внимательно следили по газетам за политической жизнью страны. Кое - кто серьезно интересовался международными вопросами. Но все это шло как - то за стенами школы, вне. коллектива. Каждый читал, думал, рассуждал в одиночку; в лучшем случае делились своими впечатлениями и мыслями с двумя - тремя закадычными друзьями в классе. Исторический кружок сблизил нас, приучил «рассуждать вслух». И вот эта новая привычка привела к тому, что некоторые из нас почти одновременно заговорили о самом сокровенном - о том, что пришла пора вступать в комсомол.

Говорили об этом с волнением. Ведь вот мы и выросли. Но готовы, ли? Достойны ли? Обсуждали это и сами и с Алексеем Николаевичем. Одним из первых подал заявление Толя К. Многим показалось это странным. Учился он средне и вел себя неблестяще.

Но с того дня, как Толя задумал подавать заявление о приеме в комсомол, он заметно подтянулся.

Учиться он начал гораздо лучше, а поведение его стало просто безупречным. Вслед за Толей в комсомол вступило еще шесть человек, и с каждым из новых комсомольцев происходила такая же перемена. Ребята делались серьезнее. Каждый чувствовал, что он член организации, которую нельзя ни подвести, ни запятнать. К этому прибавлялось чувство ответственности друг за друга.

... Так родилась у нас комсомольская группа. Групоргом выбрали Толю К. На собрании порешили: от класса не отрываться, не замыкаться в своем комсомольском кругу. И очень скоро наша группа начала расти.

Еще давно мы задумали выпускать каждую пятидневку маленькую оперативную газетку «Наш день». Толи К. стал во главе художников класса, и все вместе они сделали чудесную рамку на четыре «окошка», каждое размером в тетрадочную страничку. В эти «окошки» раз в пять дней вставлялись заметки о работе комсомольской группы, жизни класса, событиях, происшествиях.

Сначала создали было небольшую редколлегию, которая пыталась привлекать к сотрудничеству в «Нашем дне» всех учеников класса. Но ребята ленились, постоянно подводили редколлегию. Она тянула газету «волоком» и вскоре заявила решительный протест. «Нашему дню» грозила участь превратиться в одну из тех скучных, однообразных стенгазет, которые неделями висят в классе, не привлекая к себе внимания. Тогда комсомольская группа вынесла решение: весь класс разбивается на «пятерки». В каждую «пятерку» входят два комсомольца, и на них возлагается обязанность раз в шестидневку с помощью остальных трех человек выпускать очередной номер «Нашего дня». Это такая же обязанность, как всякое комсомольское поручение, и потому не выполнить ее нельзя.

И дело пошло на лад. Два года аккуратно, как настоящая газета, выходил «Наш день». Иногда под влиянием каких - нибудь не терпящих отлагательства событий листки в «окошечках» менялись чаще. Так было, например, уже в 10 - м классе, во время бурной дискуссии о дружбе, разгоревшейся из - за пустяка. Одна из учениц попросила товарища закрыть тяжелую фрамугу окна. Он «принципиально» отказался:

- Нет здесь для вас лакеев!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены