В поисках образа

Н Жуков| опубликовано в номере №334, октябрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Весной 1938 года издательство «Молодая гвардия» предложило мне иллюстрировать книгу «Воспоминания о Карле Марксе».

Работать над этой темой мне хотелось страстно, но задача казалась непосильной: Опыт мой в области иллюстрации был невелик.

Только упорные настояния художественного редактора сломили мою нерешительность.

Я приступил к работе. Бегал по библиотекам, (рылся в материалах, много читал, знакомился с мастерами рисунка XIX века, которых прежде почти не знал, систематически рисовал с натуры... Короче, я испытывал тот прилив энергии и желания, ту любовь к делу, которые нужны, чтобы выполнить работу как можно лучше.

В то время впечатление о внешнем облике Маркса у меня было очень смутное: мне представлялись только большая борода и огромная шапка волос.

Я подобрал большой литературный и художественный материал. Важным подспорьем в моей работе служили альбом снимков Маркса, Энгельса и их современников, а также английские, французские и немецкие журналы, дающие представление о характере эпохи.

И все же, ознакомившись с огромным количеством литературы, я, художник, чувствовал себя беспомощным. Меня подавляла бесконечная многогранность замечательного образа: Маркс - друг, учитель, трибун, ученый, Маркс - мечущий громы и молнии, и тут же Марко - добрый, ласковый, улыбающийся... Все это было для меня в тот период непостижимо.

Правильно ориентироваться помогла мне только переписка Маркса с Энгельсом. Вчитываясь в строки этих замечательных писем, я начал ощущать Маркса как реальное лицо, чувствовать единство во всем его многообразии. Передо мной во весь рост вставал кипучий, неистовый, гениальный, живой человек. Нужно было воплотить этот образ в линиях, художественно передать его на бумаге.

Откровенно говоря, углубленная работа над этими иллюстрациями дала мне едва ли не больше чем все четыре года воспитания в художественной школе.

Только теперь я понял, что художник должен держать в постоянном напряжении свою память, наблюдательность, должен быть жадным и внимательным к любому движению человека, к событиям, обстановке. Художник не может пропускать ни одного интересного лица, поворота, освещения, пейзажа - все это должно оставлять след в памяти. Тогда можно будет рисовать, не прибегая к натуре из - за каждого пустяка, каждой мелочи, а используя то, что накопила память.

Работа над «Воспоминаниями о Карле Марксе» сделала меня совсем иным: восприятие мое изменилось. Я приучался не тратить зря времени даже в вагоне, в автобусе, на улице. Всюду искал интересный для себя типаж, мысленно надевая на прохожих цилиндры - и сюртуки, стараясь представить, какими были бы эти люди сто лет назад; следил за отношениями цвета, форм, света; составлял различные сцены, переносил их на бумагу, - короче говоря, глаза и мозг целый день были заняты как бы поставкой строительного материала, из которого я начинал все свободнее конструировать необходимые мне вещи.

Представить и вспомнить какое - нибудь движение, осветить его по своему желанию становилось все легче; как будто люди, которых прежде я не мог различить в своем воображении даже в бинокль, сейчас приблизились ко мне.

И медленно, постепенно начал приближаться ко мне, оживать в моем представлении Карл Маркс. Когда внешний облик его стал для меня более или менее устойчивым, я попытался представить Маркса то сосредоточенным, то возбужденным, то быстро шагающим, садящимся в омнибус, гуляющим в парке с детьми, читающим лекцию, смеющимся, пьющим кофе и т. п. Но из этого долго ничего не выходило. Образ, созданный моим воображением, был статичен, он не двигался, не мог поднять руки так, чтобы я видел, как изменились складки сюртука, как человек закурил и т. п. Постепенно, обдумывая все в этом направлении, пробуя сам двигаться и находить какие - то положения, похожие на правду, я отыскал образ человека, немного схожий с образом и характером Маркса.

Подчас я уже отчетливо представлял себе Маркса, взволнованного, шагающего из угла в угол, возбужденно говорящего... Он возникал у меня перед глазами, но плохо натренированная рука не могла угнаться за воображением. Образ складывался как - то по частям. Не хватало умения. Мозг, глаза и руку художник должен держать, так сказать, в одной упряжке, чтобы ничто друг от друга не отставало, а это дается не сразу.

Вторым этапом моей работы над Марксом было рисование с натуры. Тут я понял, что натуру для таких серьезных образов, как Маркс и Энгельс, надо выбирать не только по внешнему сходству.

Работа моя шла в двух направлениях: часть рисунков относилась непосредственно к Марксу, его семье и друзьям, вторая - должна была характеризовать фон, эпоху, быт. Рисунки этого типа, давались мне легче. Проще для меня они были еще и потому, что их нужно было делать пером, с техникой которого я был более или менее знаком.

Я знал, что по книге, которую я иллюстрирую, многие будут впервые знакомиться с жизнью Маркса, и мне хотелось как можно точнее передать окружавшую его обстановку, архитектуру, костюмы, типаж и т. д.

Рисунки пером, показывающие эпоху, шли у меня неплохо и довольно быстро. Но первый же рисунок, изображающий Маркса (Марко и Лесснер), я переделывал 24 раза.

Зато, закончив его, я воодушевился. Пусть сделанное мною далеко от совершенства, но все же оно сделано, - значит, трудности могут быть преодолены.

Создать образ молодого Маркса мне было особенно трудно. Разыскать фотографии юноши Маркса мне не удалось, а полагаться на воспоминания современников я не мог, так как каждый из них характеризовал Маркса в зависимости от своих отношений с ним.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены