Нынешняя весна - двадцать девятая весна в моей жизни - принесла мне большую радость: 16 марта избиратели города Сталине выбрали меня, сталевара металлургического завода, депутатом Верховного Совета СССР.
Мне, простому рабочему, была оказана высокая честь - быть слугой народа. Трудно передать волнение, с которым я ехал в Москву, на первую сессию Советского парламента.
Сейчас уже вступил в силу и действует принятый Верховным Советом СССР Закон о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно - тракторных станций. В колхозы идут десятки тысяч трактористов, комбайнеров, агрономов, шоферов, электриков, слесарей. Создаются новые бригады, в которых вместе с механизаторами будут работать рядовые колхозники. И надо ли доказывать, что очень это здорово, когда будет на колхозной земле один рачительный хозяин - колхоз... Да, советское село переживает новую весну небывалого расцвета!
Миллионы простых людей всех стран одобряют замечательную инициативу Советского правительства об одностороннем прекращении испытаний атомных и водородных бомб. Простые люди земли увидели в этом постановлении светлый луч надежды; оно воодушевляет их в трудной борьбе за право на труд, за свободу и мир.
А каким небывалым трудовым подъемом ответили трудящиеся нашей страны на решения, принятые Верховным Советом, на заботу партии и правительства о дальнейшем укреплении мощи Советского государства, о повышении благосостояния народа!...
Еще находясь в Москве, на сессии, я получил телеграмму от своих товарищей - сталевара первой мартеновской печи Аксенова, подручных Федюна и Васина. Телеграмма эта была лаконична и выразительна «ВЫДАЛИ 172 ТОННЫ ДОБРОТНОЙ СТАЛИ СВЕРХ ПЛАНА зпт СВАРИЛИ СЕМЬ СКОРОСТНЫХ ПЛАВОК зпт 26 МАРТА ДОСРОЧНО ЗАВЕРШИЛИ КВАРТАЛЬНЫЙ ПЛАН тчк ЭТО НАШ ПОДАРОК СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР».
А когда я вернулся в Донбасс, на родной завод, то услышал, с какой теплотой говорили на митинге о решениях сессии наши металлурги. Сталеплавильщики обязались досрочно завершить апрельское задание, сэкономить десятки тысяч рублей. Свое слово мы сдержали!
Радостные вести идут со всех концов страны. Встали на трудовую вахту металлурги Магнитки. Досрочно выполнили задание четырех месяцев харьковские тракторостроители. Горняки рудника имени Дзержинского создают фонд сверхплановой руды для доменных печей, которые строит комсомол Украины... Все наши советские люди, где бы они ни трудились, работают сегодня еще лучше, чем вчера, чтобы богаче и краше стала жизнь.
Весна - пора цветения. Цветения садов, полей, лугов... Но нынешняя весна - это пора нового буйного цветения и нашей жизни. И хочется мне от души пожелать моим сверстникам: пусть эта весна живет в сердце каждого парня и девушки и длится нескончаемо!
Бывает с человеком такое: идет он по знакомой, давно исхоженной улице и вдруг впервые видит, какая она широкая. Смотрит на небо, к которому давно пригляделся, и впервые замечает, какое оно чистое. В тысячный раз входит в проходную завода и останавливается, пораженный: до чего, оказывается, красив его родной завод! И не может порой понять человек: от чего это? Или вокруг него больше радости стало, или в нем самом эта радость?
У меня сейчас точно такое состояние. Может, это оттого, что в город пришла весна. А может, и по другой причине?
Одно время наступили у нас в сталефасонном цехе тревожные дни. На участке, где отливали торцовые крышки для шаровых мельниц, шел брак. Литейщики, технологи, руководители цеха нервничали, бесконечно совещались и советовались. Шутка ли, каждая тонна литья стоит почти полторы тысячи рублей!
Я работаю на другом участке и о неприятностях на литье крышек услышал от товарищей по цеху. Они так глубоко переживали неудачи, что остаться безучастным было немыслимо. И я тоже «заболел»: стал ходить на участок, наблюдать, как идет заливка форм.
Однажды пришла мне мысль: не оттого ли брак, что формы заполняются жидким металлом слишком медленно? Ведь при такой заливке поверхность металла быстро остывает, на ней появляется плотная корочка, которая препятствует выходу газов. Вот и образуются те самые «газовые раковины», из-за которых деталь идет в брак. Значит, нужно вести заливку не через один, а через два литника!
Поделился я своими мыслями с технологом цеха Павлом Кузьмичом Богдановым и заведующим техническим бюро Александром Ивановичем Чубариковым. Они сказали, что мысль стоящая, что надо мне сейчас же разработать это свое рационализаторское предложение и подать заявку в БРИЗ.
Потом, когда предложение «ходило» по всяким инстанциям, они оба здорово меня поддерживали. А «ходило» предложение долго... Но время это прошло, и о нем не хочется теперь говорить. Приятней вспоминать о другом...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.