Квалифицированными, знающими свое дело специалистами выходят из техникума юноши и девушки. А все потому, что работают они не в тепличных учебных мастерских... Знания, полученные ими в техникуме, - это не голая теория, а живая жизнь. Взять хотя бы такой вопрос, как расчет зарплаты. Конечно, этому обучают в любом техникуме. И ребята успешно сдают экзамены. Но когда они приходят на производство, то долго не могут овладеть этой операцией. Не могут, потому что навыка нет. В кожевенно - обувном техникуме расчет зарплаты осваивается непосредственно на производстве - в цехах комбината.
И так во всем: нужно ли устранить неполадки в станке, рассчитать эффект той или иной операции, расставить рабочих или показать контролеру ОТК, как сортировать обувь, - везде и во всем выпускники техникума чувствуют себя уверенно и легко.
Так «монтируется» в техникуме специалист.
Прошло два года... Много воды утекло с тех пор, как в техникум пришла Галя Минкович. Комбинат, таинственный и чужой, стал близок и понятен ей. Станки и машины, конвейеры и транспортеры, вызывавшие когда - то робость и удивление, теперь уже не пугают. И комната в общежитии, двадцатая комната, которая поначалу показалась неуютной, чужой, теперь стала родным домом. Сколько событий переживалось здесь! Вот, например, поручили Гале заменить мастера. Начальник цеха объявил: «Завтра обязанности мастера исполняет товарищ Минкович».
На следующий день, стараясь не выдавать волнения, Галя приходит в цех.
- Эй, мастер, иди - ка сюда. Скажи, можно рубить такой товар?
Галя видит: на коже пятна. Нельзя пускать кожу на верха. Но в голове тотчас же по - хозяйски проносится: «Нельзя, а что же делать? Дециметраж большой, а взять нечего. Надо подумать». И вместе с работницами она начинает искать выход. И находит.
... Быстро пролетело время. Приближается день расставания с техникумом. И если не сможет Галя спустя несколько лет навестить дорогие места, то, наверно, обязательно напишет письмо директору техникума. Ну, вот примерно такое, как написал бывший воспитанник техникума Василий Соловьев. «Здравствуйте, Валентина Николаевна, - пишет он. - Большой, большой вам привет и массу наилучших пожеланий. Прошло уже девять лет, как я окончил техникум и работаю на производстве. Но и сейчас вспоминаю своих товарищей по выпуску, преподавателей. С чувством большой гордости я вижу, что наш техникум готовит прекрасных, высококвалифицированных специалистов. Система обучения в техникуме целиком отвечает современным требованиям. И недаром мы направляем рабочих учиться только к вам. Наша фабрика ощущает острый недостаток в квалифицированных кадрах, и мы с нетерпением будем ждать пополнения из техникума. С искренним уважением - главный инженер Алатырской обувной фабрики Чувашского совнархоза Василий Соловьев».
Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый Верховным Советом СССР, открыл широкие пути перед молодежью. Нет сомнения, что уже в ближайшие годы сотни тысяч юношей и девушек будут избавлены от мучительных раздумий: куда пойти, как определить свое место в жизни? Опыт Московского кожевенно - обувного техникума представляет в этом отношении особый интерес.
- Мы не поиск. Мы исторический факт, - говорит Глеб Сергеевич Соколов.
И с этим «историческим фактом» нельзя не считаться.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.