На верном пути

М Черкасский| опубликовано в номере №758, декабрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но, пожалуй, хватит истории. Пора вспомнить о Гале Минкович, которую мы покинули на перепутье, в трудную для нее минуту.

... Тишина в коридоре. Пустынно в классах и кабинетах, не слышно звона пробирок в лабораториях. Только э одной из комнат на втором этаже сидит девушка, склонившись над чертежами. Это наша знакомая Галя Минкович. Вот уже месяц, как она учится в кожевенно - обувном техникуме. Нет, не легко ей достаются знания, особенно мучает черчение. А ведь в школе уроки черчения были самыми любимыми, все было легко и просто...

Беспокоит Галю и практика, хотя ей очень нравится в цехах, где движутся бесконечные пинии конвейеров, на которых, словно сами собой, вырастают ботинки. Но вот когда Гале нужно самой взять в руки ботинок, она вдруг чувствует, что ничего - ничего не умеет. И тогда Галя начинает следить за работницами. Как быстро, как ловко действуют их руки! Ни одного лишнего движения! Одна из женщин, заметив растерянность девушки, дружески улыбается:

- Ничего, не горюй. Научишься - будешь держать колодку, как ложку во время обеда...

И Галя действительно научилась.

- С ней произошло то, что и со всеми, - поясняет нам преподаватель техникума Глеб Сергеевич Соколов. - У девушки были знания, а применить их она не умела. Пришлось приобретать практические навыки.

В течение года учащиеся техникума через день посещают комбинат и знакомятся с производством, вчерашние школьники, которые в лучшем случае знают лишь о том, что обувь бывает резиновая и кожаная, начинают постигать тайны ремесла.

- Кажется, нет ничего сложного в мужском ботинке или в женской туфле, - продолжает Глеб Сергеевич. - Но для того, чтобы изготовить их, нужно произвести более ста операций. Конечно, рабочему не обязательно знать все операции. Но специалист - технолог, которого мы готовим, должен разбираться во всем. Учеба в техникуме разбита на два этапа. На первом учащиеся знакомятся с тем, как вырабатываются кожи, с методом кройки и сборки различных деталей в заготовку, с формированием обуви на колодке и, наконец, отделкой ее.

На втором этапе учащиеся овладевают практическими навыками. Курс разбивается на небольшие группы по пять - шесть человек.

Каждая такая группа в течение двух недель осваивает одну из операций, например, раскрой кожи. И прежде чем перейти к следующей операции, сдает зачет. Преподаватели техникума, начальники цехов, мастера и инструкторы проверяют знания. Тут уж нельзя, только полистав чужие тетради и учебник, получить зачет. Тут нужен упорный, кропотливый труд.

А затем учащихся переводят на другие операции, и так до тех пор, пока не останется на комбинате цеха, где бы они не побывали. Только после этого начинается специализация: один становится кожевником, другой - вырубщиком, третий - закройщиком.

Недавно произошел такой случай. Одна из выпускниц попала на московскую фабрику «Буревестник». Девушка эта была энергичная. И вот идет она в пошивочный цех, минуя закройный. Идет так, что косички сзади раздуваются. И вдруг - стоп! Что такое? Девушка видит непорядок: работница неправильно кроит материал. Минуту - другую она наблюдает, а потом говорит громко:

- Не так делаете!

Женщина смерила тщедушную фигурку девушки и встала:

- Садись!

И показала на свой стул: садись, мол, поучи меня. Работницы вокруг притихли, смотрят. А девушка на какую - то секунду задумалась, потом тряхнула головой, закинула косы за спину и начала работать. И как работать!

Через пять минут пожилая работница смущенно покашляла и примирительно сказала:

- Ну ладно... Умеешь. Пусти. Но девушка будто не слышала.

- Ну ладно же, ладно! - снова проговорила женщина, краснея под насмешливыми взглядами подруг.

После этого никто уже больше не пытался подшучивать над выпускниками техникума...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены