Турист сродни охотнику: у обоих в крови любовь к природе. Поэтому, когда туристы предложили мне, охотнику, идти по Кавказу в поход, я, не колеблясь, согласился, не видя большой разницы между альпенштоком и ружьем.
- Веселей, охотник, веселей! - приговаривал начальник группы Юрий Плаксин, инженер - конструктор. В армии он был сержантом, демобилизовался недавно и здесь тоже продолжал всех подбадривать, оберегать, вести за собой. Мы охотно ему повиновались. Всем хотелось первыми выкинуть в небо дым обеденного костра на Нахаре. Ох, и высоченный же это перевал! Закинешь голову - шапка валится.
Пока шли лесом, я шагал бодрее всех. За каждым кустом мерещились звери, и я рвался вперед. Но зато на открытых альпийских лугах я за версту видел, что кругом нет ничего, и ружье, боеприпасы начали тянуть меня под уклон... Уже с половины подъема мозг стала гвоздить издевательская фраза из шутливой песни:
Все туристы - дураки: Тянут в горы рюкзаки.
Омываемый ручьями пота, я думал о том, что влип. Поверив сказкам о прелестях туризма, влип и никому не нужную, непроизводительную, бессмысленную затею! Постепенно в моем затуманенном мозгу известный лозунг о пользе туризма зазвучал по - новому: «Лучший вид туризма - это отдых!» И я с наслаждением повалился в траву.
- И-эй, дорогой!- закричал вдруг пожилой горец и остановил заваленного тюками осла. - Давай мешок, подвезу.
Впереди товарищи упорно тянули к облакам свои рюкзаки.
- Нет! - ответил я. И, прокляв день, когда стал туристом, снова пополз вверх.
«У этого осла, - думал я, - больше оснований для гордости: он делает работу. А что делаю я?..»
Нахар снежной, белозубой улыбкой ухмылялся мне с высоты. Вот так начался для меня туризм.
- От туристов Ростова... От туристов Севастополя... Физкульт...
- Привет!
- Привет!
Две группы, с разных сторон бравшие Клухорский перевал, встретились.
Тринадцать юношей и девушек из Ростова, что называется, показывали класс: они втащили на перевал велосипеды. Через Клухор ребята рвались на своих машинах в самое сердце Кавказа. Впереди Сухуми, Батуми, Тбилиси, Баку.
- Ура-а! - кричали они.
В воздух полетели шапки. Потом обнялись и, гордые своей победой, долго любовались далью, открывшейся им с трехкилометровой высоты. Не отрывая глаз, смотрели и мы. Вот тогда я впервые постиг, что за сила толкает человека штурмовать горы, спускаться в пропасти, преодолевать бешеные реки и ледники. Жажда подвига и познания!
- Айда, айда, ребята! По леднику напрямик! - вдруг закричал один из ростовчан, опьяненный успехом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
60.000 вагонов пропустит сверх плана в этом году комсомольская смена станции Ожерелье. По самым скромным подсчетам, это сэкономит государству полмиллиона рублей
Рассказ