На Цейлоне

Н Круглов| опубликовано в номере №659, ноябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Улицы города - сплошной базар. Магазинам, лавкам, лавчонкам нет числа. Если продавец не имеет помещения, он устраивается со своим товаром прямо на тротуаре.

За исключением чая, фруктов, каучуковой обуви и небольшого ассортимента безделушек из дерева, кости и серебра, изготовляемых местными кустарями, полки магазинов заполнены импортными товарами, преимущественно американскими, английскими и японскими.

Между капиталистами Англии и США идет отчаянная конкуренция за захват цейлонского рынка.

Особенно острый характер носит борьба за сбыт нефтепродуктов. На автомобильных дорогах Цейлона еще 5 - 6 лет назад можно было встретить бензоколонки одного только английского концерна «Шелл», а теперь с этим концерном здесь соперничает американская нефтяная монополия «Калтекс».

Небезинтересно отметить, что «Калтекс» строит свои колонки, как правило, рядом с колонками «Шелл», как бы бросая этим дерзкий вызов своему конкуренту...

Канди - религиозный центр на Цейлоне. Здесь находится главный буддийский храм, где хранится «Зуб Будды» - самая почитаемая реликвия цейлонских буддистов. На улицах города часто встречаются буддийские монахи в желтым тогах, с обнаженным правым плечом.

В этом городе свил себе гнездо и орден иезуитов. Он имеет свой учебный центр, где проходят семилетний курс обучения молодые монахи, навербованные миссионерами ордена в различных странах Юго - Восточной Азии. После обучения новоиспеченные миссионеры направляются в страны Востока, чтобы ревностно проводить там реакционную политику Ватикана. Монастыри на Цейлоне владеют большими земельными площадями, имеют плантации и получают немалые доходы от эксплуатации своих владений. Но еще большие доходы приносят им подаяния верующих.

В университете

Недалеко от Канди, в местечке Парадения, находится единственный на Цейлоне университет. До недавнего времени он помещался в Коломбо. Но стремясь избавить столицу от студенчества, среди которого господствуют прогрессивные настроения, власти построили новое здание университета в провинциальной глуши. Ретивые блюстители порядка надеялись, что этим им удастся выключить студентов из политической жизни...

Буржуазная пресса утверждает, что обучение в университете бесплатное. Но это неверно. Вот как обстоит дело в действительности. Чтобы закрыть дорогу в университет для детей малоимущих слоев населения, установлен такой порядок, при котором студент обязан жить в университетском общежитии и питаться в университетской столовой. А это обходится очень дорого - 80 рупий в месяц. Кроме того, нужно покупать учебники, тетради и другие необходимые принадлежности. Ясно, что такие расходы не по плечу детям рабочих и мелких служащих, а особенно крестьян. Учиться же в университете, не пользуясь университетскими общежитием и столовой, не разрешается.

Университет имеет три факультета: технический, медицинский и педагогический. Профессорско - преподавательский состав в основном комплектуется из англичан. Преподавание ведется на английском языке, по английским учебникам. Как курьез можно отметить, что на педагогическом факультете среди иностранных языков, изучаемых студентами, значится и... сингалезский, то есть родной язык коренного цейлонского населения!

Трудно цейлонскому юноше или девушке из небогатой семьи получить высшее образование. Но еще труднее по окончании университета найти работу по специальности. А где ее найдешь, если на Цейлоне почти нет никакой промышленности.

Выпускники университета стремятся устроиться на работу в государственный аппарат, но попадают туда лишь единицы. Некоторые становятся клерками в конторах частных компаний и фирм, з основная масса выпускников перебивается случайным заработком, постепенно теряя полученные в университете знания. Хорошо, если удается устроиться продавцом в магазине, кондуктором на железной дороге или официантом в ресторане. Но и такая работа находится лишь для немногих.

Студенты активно участвуют в политической жизни страны. Они в курсе всех политических событий, проявляют живой интерес к вопросам международной политики. Цейлонское студенчество вместе с профсоюзами и прогрессивными общественными организациями принимает деятельное участие в борьбе за мир.

Поездка в Анурадхапуру

В яркий солнечный день мы выехали на автобусе в Анурадхапуру, расположенную в 140 километрах к северу от Канди. Дорога пролегала вдоль горной гряды, среди вечнозеленой тропической растительности, шла через мосты над быстрыми, горными речками.

В одной из рек, течение которой было более спокойным, мы увидели купающихся слонов. Поодаль на берегу сидели погонщики. Жители Цейлона используют слонов на лесоразработках, на корчевке пней и даже на полевых работах.

Па одном из поворотов дороги мы обратили внимание на группу рабочих, ковырявших кирками скалу и разбивавших вручную большие гранитные глыбы на щебень. Из разговора с этими людьми выяснилось, что они в течение долгого времени были безработными. Только после настойчивых требований общественности правительство вынуждено было временно предоставить им работу по ремонту старых и прокладке новых шоссейных дорог. За свой тяжелый, поистине каторжный труд каменщики - молотобойцы получают мизерную плату.

Нас удивило полное отсутствие механизации труда на каменоломне. На вопрос о причинах этого нам ответили, что рабочие сами просили не применять машин и взрывчатки, так как тогда пришлось бы многих уволить.

После извилистых горных проходов дорога наконец вырвалась на равнину. Чаще стали встречаться плантации чая, кокосовых пальм, каучуковых деревьев. Судя по названиям плантаций, владельцами их преимущественно являются англичане. Плантации, как правило, окружены колючей проволокой. О том, какие порядки царят там, за проволокой, можно судить по короткому, но выразительному предупреждению, которое мы увидели на воротах одной из плантаций: «Не входить! Стреляют!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены