На самых дальних

Владимир Коммунаров| опубликовано в номере №1122, февраль 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Для оказания помощи терпящим бедствие в залив отправились еще один пограничный корабль и сухогрузы «Васнецов» и «Орленок». Каждому кораблю обозначили район поиска. В результате совместных усилий советских моряков японские рыбаки были спасены. В неравной схватке со стихией победили мужество, высокая морская выучка.

В жизни Долгачева бывали ураганы и пострашнее, и не только в океане,

и абсолютно точно то, что в ней никогда не было штилей. Кавалер ордена Красного Знамени, коммунист Игорь Долгачев из той породы людей, которые не любят и не умеют пребывать в состоянии покоя. Таким он запомнился всем курильчанам. Кстати, закончил Долгачев службу здесь же, на Курилах.

О мужестве моряков Мало - Курильской ордена Красной Звезды бригады пограничных кораблей исторический формуляр рассказывает очень лаконично. Кратко описан и случай, происшедший как - то с одним из экипажей.

Это было зимой. На одной из застав далекого северного острова тяжело заболел солдат - спасти его могла только срочная операция. Шторм шесть баллов, накат такой, что высадка на остров казалась неосуществимой. Но в опасности жизнь человека. Для страховки на воду спустили две шлюпки и понтон. Конец на берег пришлось подавать при помощи линемета. Лучшие гребцы, комсомольцы Балаганский, Рябишников, Бражка, Жуков, Семенов и Киселев, прыгнули в шлюпку, приняли медиков и пошли на веслах к пенящейся береговой кромке.

Осмотрев больного, врач Борис Васильевич Богомыслов подтвердил,

что поможет лишь срочная операция. Но помещение заставы для проведения операции непригодно. Предстояло самое трудное - доставить больного на корабль. По грудь в ледяной воде солдаты и матросы несли на вытянутых руках носилки к понтону. Через их головы перекатывались волны. Командир про себя думал тогда, что вместо одного могут погибнуть восемь.

Все обошлось благополучно. А тем временем почти все моряки, свободные от вахты, переоборудовали кают - компанию в операционную.

Дважды тщательно выдраили переборки, подволок, палубу, все протерли спиртом. Качка порой достигала 20 градусов.

Весь экипаж с напряжением следил за ходом операции. Но вот открылась дверь, и по радостному лицу корабельного фельдшера П. Белова все поняли - опасность позади.

Услышав эту историю, я назвал поведение экипажа подвигом. Командир в ответ улыбнулся:

- Служба, если хотите, работа.

Экипаж этого корабля имеет на своем счету немало боевых задержаний. Вот одно из них. Когда советский корабль нагнал нарушителя и осмотровая группа приготовилась к высадке, иностранная шхуна, не обращая внимания на сигналы пограничников, начала маневрировать. Началось многочасовое преследование. Шхуна создавала опасные ситуации, не позволяя высадить осмотровую группу. Тогда командир корабля пошел на хитрость. Он приказал высадить осмотровую группу на ходу. Несмотря на сильную качку, пограничный корабль подошел к шхуне вплотную. И осмотровая группа во главе с капитан - лейтенантом Валерием Черкасовым высадилась на шхуну.

Вскоре произошел другой, столь же необычный случай, о котором не без улыбки рассказывал сам Валерий.

- Однажды в штормовую погоду мы долго преследовали одну шхуну. Осмотровая группа, стоя на баке, основательно продрогла, но шхуна не обращала внимания на наши сигналы. Выбрав момент, увеличили ход, и корабль оказался борт о борт со шхуной. По команде командира рулевой резко переложил руль право на борт и прижал шхуну к кораблю. На мгновение форштевень корабля завис над ее кормой. «Иностранца»

подняло волной и транцевой доской зацепило за наш якорь. Волна схлынула, и корма шхуны... повисла в воздухе. Отчаянно тарахтел двигатель, но лопасти винта рубили воздух...

Осмотрщики, как по трапу, перебрались на шхуну, а изумленный шкипер долго не мог прийти в себя. Так впервые на якорь, торчащий из клюза, как на крючок, «попался» нарушитель границы...

На боевом счету корабля больше всех в бригаде задержанных нарушителей границы. Не случайно капитан - лейтенант Черкасов объявлен приказом по части лучшим командиром осмотровой группы.

Я спросил его: в чем он видит причину успеха экипажа?

- Первая и главная во всех делах опора - коммунисты, которых возглавляет парторг Александр Подчупов. Сами понимаете, мало утвердить какое - либо нововведение инструкцией или приказом. Необходимо показать людям превосходство этого нового над старым, научить их любить свое дело, свой корабль, коллектив.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены