На плечах Енисея

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1376, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почему вдруг эта знакомая до подробностей одна шестая часть суши, окрашенная в зеленые и коричневые тона и, как артериями, пронизанная змейками рек, заговорила иначе? Почему локатор, не тот, что в рубке, но свой – внутренний – начал фиксировать иной мир, иную, не изведанную еще и властно зовущую жизнь?.. Не оттого ли, что впервые почувствовал он тогда разницу между такими, произносимыми часто в один ряд понятиями, как «экзотика» и «романтика»? Тогда же он понял: корни романтики истинной в родную должны уходить землю... Словом, сойдя на берег после очередной путины, взял расчет и «махнул в Игарку».

Дальше – железная логика биографии и, как выразился Гоностарев, «енисейская хватка». Здесь понял: обратной дороги нет. Ходил механиком, капитаном-дублером; избороздил реку от хакасских степей до Заполярья. Понял еще, что человек, как и судно, должен иметь порт приписки. Таким стал для него Красноярск. Был он здесь групповым механиком пароходства, потом – заместителем начальника района и вот уже четвертую навигацию – начальник Гравийного района порта.

Биография говорит сама за себя. Добавим лишь несколько фактов, которые довелось узнать не от Гоностарева, но которые придают его биографии итоговую весомость.

Руководимое Гоностаревым хозяйство стабильно перевыполняет план. Это мы только отметим. Но попробуем заглянуть, так сказать, за кулисы факта. Район взял обязательство работать без нарушений трудовой и общественной дисциплины. Что ж, таково веление времени. Но вот результаты: за один год количество прогулов в огромном хозяйстве Гоностарева уменьшилось... в девять раз! Если же брать этот факт в пересчете на часы и тонны, то стабильное перевыполнение далеко не заниженного плана не представляется удивительным...

Монолог в кабинете

Эту тему завершали мы в кабинете начальника порта. Привели нас сюда оставшиеся пока без ответов вопросы и среди них тот, с которого начали мы разговор.

Читатель обратил, должно быть, внимание на некоторую странность этих заметок: в продолжение всего репортажа из порта ни разу не промелькнули на этих страницах слова «грузчик» или «докер»... Так кто же он? Об этом и был разговор с Владимиром Николаевичем Ли.

Представить собеседника обязывает не столько высокая его должность, сколько то, что не часто встречаешь человека, так глубоко вросшего в профессию.

Кстати, в разговоре не услышали мы привычных, казалось бы, в данном случае определений: «начальник порта», «руководитель» или даже «специалист». Обычно он говорит: «Как портовик, я считаю...» Портовик – этим словом о человеке с его биографией сказано много.

Вся его жизнь связана с Енисеем. Много лет работал Владимир Николаевич на другом полюсе реки – начальником Дудинского порта. А годы были те самые, когда набирал силу Норильский горно-металлургический комбинат. Без четкой и – тут прилагательное кстати – колоссальной работы Дудинского порта ни город, ни комбинат не могли бы стать тем, чем стали они сегодня, потому что заполярный порт оставался единственной точкой, связывающей Норильск с остальным миром. Именно в те годы автору этих строк довелось бывать в Норильске и Дудинке, и по этому праву может он теперь засвидетельствовать, что имя Владимира Николаевича Ли знали в тех краях буквально все. Говорю это к тому, чтобы не перечислять всех званий и наград, которые не могли обойти тогдашнего начальника Дудинского порта.

А сейчас мы разговариваем с человеком, из кабинета которого тянутся живые, постоянно пульсирующие нити направляемого им и трудно обозримого грузопотока. Замечу только: протяженность водных путей Енисея и его притоков, используемых для судоходства, превышает десять тысяч километров. Это четверть экватора. Или вся территория нашей страны с запада на восток.

Цифры, конечно, сильные козыри, но оставим их воображению. Говорим мы о другом. Речь идет только о первом звене, с которого, однако, и начинается движение этого поистине глобального грузопотока, – о портовом рабочем.

– Да, пока так – портовый рабочий, – говорит Владимир Николаевич. – Не сомневаюсь, лингвисты придумают слово для нового понятия. Оно нужно, потому что прошли времена, когда людей брали в порт, что называется, «отворот» – кто поздоровей да посноровистей. Сегодня механизация погрузочно-разгрузочньгх работ доведена почти до ста процентов. Так что слово «грузчик», хоть и заменяемое иногда иноязычным «докер», устарело безвозвратно. Человек, работающий ныне в порту, – это прежде всего механизатор в самом обширном толковании слова. Говорю так не для того, чтобы поддержать честь мундира. Судите сами, что должен знать и уметь портовый рабочий при нынешней технике и комплексной структуре труда. Прежде всего управлять портовыми машинами и механизмами: авто- и электропогрузчиками, автомобильными, гусеничными, железнодорожными, мостовыми и портальными кранами, трюмными и вагонными перегружателями; он при этом и механик и квалифицированный слесарь; ему должны быть знакомы все виды работ на причалах и складах...

Перечислил я далеко не все его обязанности, но, думаю, и из этого ясно: портовый рабочий – профессия, требующая только высшей квалификации. Это сегодня. Завтра в портовое хозяйство придут машины еще более сложные. Прогноз в данном случае надежен, он основан на цифрах. Давайте расшифруем одну.

За последние десять лет объем работы в портах увеличился в два с лишним раза; количество портовых рабочих за это время – только на четырнадцать процентов. Процесс этот идет по нарастающей. Вот и представьте себе, что ляжет на плечи (в фигуральном, конечно, смысле!) портового рабочего завтра и каким ему быть... Но здесь нам придется несколько омрачить тему разговора: мы подошли к тому, что называется проблемой.

Итак, сегодня в республике действует более пятидесяти профтехучилищ и техучилищ, готовящих кадры для речного транспорта. Но при этом нет ни одного учебного заведения, выпускающего портовых рабочих.

– ?

– Увы, это так.

Вот тут наш разговор подошел, да нет, скорее, наткнулся на тот самый вопрос, ответ на который мы не успели получить на причале, когда видели поистине артистическую работу бригады Николая Мордикова. Но что может добавить к этому классу специальное училище? Владимир Николаевич смотрит на это несколько иначе.

– Предела мастерству, как известно, нет, – говорит он. – Предел в конечном счете определяется требованиями времени. Бригада Мордикова – одна из лучших в порту. Пусть это обстоятельство несколько отрезвит ваше впечатление. Хотя как портовик скажу: работу вы видели действительно классную. Но подумайте, сколько времени потребовалось этим, скажу прямо, очень талантливым к профессии людям проработать в порту, чтобы прийти к такому классу? Профессиональное созревание на одной только практике слишком продолжительно, а ведь за этим стоят резервы... Пока мы стараемся выйти из положения. У нас в порту действуют учебные курсы; это два-три месяца, минимальный запас знаний, без которых нельзя выйти на причал. При современной технической оснащенности портового хозяйства рабочему необходима более основательная теоретическая база – специальная школа, о создании которой пора подумать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Золотое дно

Молодежь на важнейших направлениях научно-технического прогресса

До встречи в Москве

На вопросы корреспондента «Смены» отвечает секретарь ЦК ССМ ЧССР по международным вопросам, секретарь Национального подготовительного комитета XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве Ян Бруннер