Любому горняку знакома такая картина. В машинном отделении шахты раздался звонок: можно поднимать вагонетки. Машинист переводит рычаги - и груженный углем скип стремительно несется вверх. Через несколько минут подъем заканчивается, и машинист снова ждет звонка.
А нельзя ли автоматизировать подъемники, да и не только подъемники, а и главные вентиляторы, калориферы, водоотливы, - короче говоря, все шахтные стационарные установки, на которых заняты люди, не участвующие непосредственно в добыче угля?
Этим важным делом, автоматизацией стационарных шахтных установок, и занимается наш наладочный цех. Полтора года назад мы перевели на автоматику грузоподъемники на шахтах № 4 - 6 и «Дальние горы». Для этой цели мы использовали обычные реле, которые без употребления лежали на складах. Сейчас автоматизированы главные водоотливы на шахтах «Тайбинская», №№ 12, 13, 5, на автоматическое управление переводим главные вентиляторы шахт №№ 12, 7 - 6, «Тайбинская». А через несколько лет мы надеемся автоматизировать все шахтные установки нашего треста.
Не подумайте, что ребята из нашего цеха - инженеры. Только двое имеют высшее образование: мастер Михаил Тырышкин и я У остальных в лучшем случае техникум. Зато у каждого огромная любовь к делу, которая заставляет нас, не считаясь со временем, трудиться, браться за учебник. Николай Малыхин, Петр Зубарев, Николай Муравский, Галина Нехаева, Николай Пьянов учатся в вечернем техникуме, остальные - в школе рабочей молодежи, в политкружках, а то и прямо в цехе - на занятиях по техподготовке. К концу семилетки у всех рабочих нашего цеха будет как минимум среднетехническое образование. У каждого из нас есть своя мечта. Я. например, хочу обобщить опыт по автоматизации стационарных установок. Будет ли это диссертация или что - нибудь другое, - не знаю. Да и не в этом дело. Главное, чтобы мой труд служил Родине.
г. Киселевск, Кемеровской области. ЦММ треста «Киселевскуголь».
Как - то в нашем цехе состоялось собрание. Лучшим рабочим начальник отдела технического контроля вручил личные клейма.
Это событие долго не выходило у меня из головы. Я хорошо знал рабочих, которым оказали высокое доверие. Слава у них негромкая, но если бывает трудное дело или срочное ответственное задание, им первым доверяют его.
И еще я почувствовал: у каждого, получившего личное клеймо, есть в характере что - то такое, чего у меня пока еще нет. Захотелось разобраться, понять, чего же мне не хватает, чтобы быть таким же, как те рабочие, над которыми не нужны контролеры, которые сами себе строгие судьи. Да, честно говоря, таким вот строгим судьей самому себе я не был. Норму, правда, перевыполняю, брака не допускаю. Но, видно, мало всего этого!
Помог разговор с Иваном Самухиным.
«Наши станки в пролете стоят первыми, - сказал Иван. - На них начинается обработка деталей. Мы должны тон задавать, а пока не получается. Сам видишь: даже порядка на рабочем месте нет...»
И решили мы тогда по - новому оборудовать рабочее место. Около станков поставили ящики для металлических отходов. Я смастерил специальный стружкооградитель, который пригодился и другим расточникам. Это была моя первая, пусть маленькая, но победа. Я почувствовал: сделан первый шаг, который приблизил меня к тем рабочим. Потом родилось новое предложение - совместить на одном станке две операции. Настоящую радость и счастье принес мне этот труд.
В дни, когда на нашем заводе началось соревнование за право носить высокое звание ударника коммунистического труда, я тоже взял на себя обязательство стать ударником! Свой семилетний план решил выполнить за пять лет. Уже в этом году производительность труда увеличу на 10 процентов. Буду заниматься рационализацией, продолжу учебу в средней школе. Есть у меня и заветный пункт - получить личное клеймо. В нем теперь я вижу не только знак мастерства, но и признание того, что на меня можно положиться в трудном деле.
г. Ленинград.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.