Обсуждаем очерк «Дружили три товарища»
Как жить и работать по-коммунистически? Этот вопрос волнует сейчас каждого юношу и каждую девушку, всех советских людей. И это понятно: ведь коммунизм не отдаленная мечта.
Мне тридцать три года, жене Альбертине двадцать шесть, и мы надеемся, что нам придется жить при коммунизме. Контрольные цифры семилетнего плана, принятые XXI съездом КПСС, и трудовой энтузиазм советских людей, смело взявшихся за претворение в жизнь этого плана, - вот что дает нам право верить в реальную возможность построения коммунистического общества в нашей стране в недалеком будущем. Разумеется, коммунизм сам не придет. Много усилий, труда и энергии потребуется, чтобы построить его.
В очерке «Дружили три товарища...» мало спорных положений. И все - таки хочется сделать несколько замечаний.
Мещанством разит от каждого поступка Федора Аршинова: он хочет побольше заработать, «зашибить деньгу», отгородиться от нашей кипучей действительности чугунными решетками, сберечь свое эгоистическое счастье подковами у порога. Возникает вопрос: откуда появились у Федора черты такого явного мещанства в наши дни? Ведь труд для общего блага давно стал потребностью большей части советской молодежи. Возьмем, например, свинарок, доярок нашего района. Они сутками дежурят на фермах, ухаживая за своими питомцами. Не из - за больших денег они там сидят: своим трудом, скромным и будничным, стремятся они приблизить коммунистическое завтра.
Или другой вопрос: откуда у Федора стремление «забрать с работы» жену, чтобы «не бегала по цеху»? Знает же он, что в нашей стране давно покончено с неравноправным положением женщины в общественном производстве. И его жена едва ли сама согласится уйти с работы. Помню, год назад меня перевели на работу в Хлевенский район, назначили преподавателем в Дмитряшевскую среднюю школу, дали квартиру, да вот беда: жене негде работать (она закончила фельдшерские курсы). Вижу, скучать стала Альбертина. В это время у нас открылась вечерняя школа сельской молодежи.
«Иди в десятый класс», - говорю жене.
Стала учиться, успешно сдала выпускные экзамены. Но работы по - прежнему не находилось, и это сильно удручало Альбертину. Как - то прихожу из школы, жена бросается мне навстречу, вижу, веселая.
«Работу дали!» - выпалила она.
Оказывается, пока я был в школе, Альбертина побывала в районном центре, и ей предложили работать помощником санитарного врача эпидемиологической станции.
«А как же ходить будешь? - спрашиваю. - Пять километров туда, пять обратно!»
«Что же, пусть десять будет! Только бы не сидеть дома...»
Не сочтите нескромностью рассказ о себе: к слову пришлось. Можно, конечно, привести десятки, сотни других примеров. И каждый из них явится горьким упреком Федору Аршинову.
Но один ли Федор виноват в том, что он погряз в мещанском болоте? Доля вины ложится и на Михаила Чернова, который «выручал» товарища, и на Гургена Маркаряна, который, рассуждая об «удовлетворении растущих потребностей трудящихся», пытался обелить Федора, и, конечно, на комсомольскую организацию. Не обязательно создавать персональное дело, но нужно работать с людьми, работать так, чтобы каждому было ясно, в чем он неправ и почему. У дверей коммунистического общества контролеров не будет, надо сейчас готовить людей, способных осудить свои собственные недостатки и сбросить груз пережитков прошлого.
с. Хлевное, Липецкой области.
С большим интересом прочитал я очерк «Дружили три товарища...». Да, страшная вещь - кулацкое чувство собственности, жадное стремление к обогащению. Прошу не понимать меня превратно. Совершенно естественным является стремление советских людей хорошо одеваться, вкусно и сытно питаться, приобретать хорошие вещи, книги. Разумеется, ничего предосудительного нет и в том, если человек построит себе дом. Но когда стремление иметь как можно больше «своего» становится доминирующим в сознании человека, заслоняет перед ним весь мир, тогда начинается подлинная трагедия: хороший советский человек быстро превращается в жадного стяжателя и обывателя, равнодушного к общественному благу.
Таков, в сущности, Федор Аршинов. В хорошем рабочем парне родилось жадное стремление к приобретательству, мещанскому «уюту», и он перестал быть настоящим товарищем, честным тружеником, в семье начал насаждать домостроевские принципы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.