Люди, прибывающие в США, знакомство со страной, как правило, начинают с Нью - Йорка. Но иногда эта традиция нарушается. Так случилось, например, во время поездки А. И. Микояна и сопровождавших его лиц: советские гости отправились в Вашингтон прямо с аэродрома. Лишь позднее они посетили Нью - Йорк. Этот город миллионеров и безработных, небоскребов и трущоб с полным правом можно назвать также городом камня и стекла: здесь почти нет зелени. Единственный большой парк - Центральный - осаждают жители всего Нью - Йорка. Но отдыхать в этом парке можно лишь до наступления темноты: позже аллеи становятся опасными для прогулок: нередки случаи ограбления, насилий и даже убийств. До сих пор говорят о международном скандале, возникшем вследствие неосмотрительности непальского принца, который задержался в Центральном парке после наступления темноты: получив несколько ножевых ран, принц попал в больницу...
На машине от Нью - Йорка до Вашингтона около пяти часов езды. Отличная дорога проходит в стороне от населенных пунктов. Но это не значит, что она пустынна: на всем протяжении вдоль шоссе - станции обслуживания автомобилей, дорожные рестораны, небольшие гостиницы.
Вашингтон - спокойный, даже тихий город. Европейскому туристу может показаться, будто он снова вернулся в Европу: в столице США преобладают дома европейского типа. Но забыть о том, что Вашингтон - это Америка, не даст реклама. Она преследует вас всюду. Даже если вы решили послушать выступление по телевидению какого-нибудь сенатора, министра или даже самого президента, все равно через каждые 15-20 минут передача будет прерываться рекламой. Вам дадут очередную порцию сведений о зубной пасте «Пепсодент» или о необходимости застраховать домашнее имущество... Таким же образом прерывались и два выступления А. И. Микояна перед телезрителями в Вашингтоне и а Лос - Анжелосе. Впрочем, это понятно: американское телевидение существует только на доходы от рекламы.
В Вашингтоне большой интерес представлял осмотр нового магазина - «Супер Маркет». Это магазин самообслуживания: покупатели объезжают прилавки с корзиной - коляской и выбирают необходимые товары. Когда этот магазин посетил А. И. Микоян, продавцы и покупатели, находившиеся в торговом зале, приветливо встретили гостя из Советского Союза. А что касается корреспондентов американских газет, то они жадно всматривались, сколько початков кукурузы и других продуктов положил Анастас Иванович в корзину, и буквально лезли на кассу, когда он расплачивался за купленный товар...
Большой интерес для советских гостей представлял осмотр Детройта - города автомобильной промышленности. Здесь находятся три крупнейших корпорации - «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер». На одном из заводов Форда побывали советские гости. Рабочие, обслуживавшие главный конвейер, охотно беседовали с А. И. Микояном, хотя времени для разговора было у них не так - то уж много: конвейер двигался со значительной скоростью.
В Детройте находится исследовательский центр компании «Дженерал моторс». Модели автомобилей, которые там разрабатываются, - производствгнная тайна. Автодром, где испытываются новые машины, скрыт от глаз «шпионов» конкурирующих фирм железобетонным забором высотой не менее трех метров. Американцы предложили А. И. Микояну прокатиться в реактивном гоночном автомобиле. Правда, машина, в которую сел А. И. Микоян, не использовала полную мощность двигателя и шла со скоростью детского велосипеда.
Выпуск огромного количества автомобилей в США вызвал широкое развитие дорожного строительства. Если бы не прекрасное шоссе с пересечениями на разных уровнях, на дорогах создавались бы такие заторы машин, что передвижение на автомобиле потеряло бы свое преимущество. Интересно, что за проезд по многим мостам и магистралям взимается плата. На первый взгляд она кажется невысокой - 30 - 50 центов контролеру у моста или узла дорог, но путь в 500 - 600 километров обходится в 5 - 6 долларов.
В Чикаго обращает на себя внимание, в частности, крупнейшая в мире оптовая торговая фирма «Мерчандайз Март», в которой работает почти 40 тысяч человек. В огромных залах этой фирмы выставлены образцы товаров широкого потребления.
Надо сказать, что при осмотре товаров в американских магазинах бросается в глаза то, что лучшие товары чаще всего импортные: шерстяные ткани - английские, шерстяные вязаные изделия и обувь - английские и итальянские, кино - и фотоаппаратура - немецкая или японская, радиоаппаратура и магнитофоны - немецкие, игрушки - японские.
Следует отметить кстати, что цены на товары широкого потребления в США постоянно растут. Одну из причин этого явления раскрыл владелец небольшого фотомагазина в разговоре с советским посетителем. Он сообщил, что с нового года цены на фотопленку «Кодак» поднялись на 20 процентов. На вопрос, чем вызвано повышение, он глубокомысленно заметил: «Если бы я имел монополию на производство пленки, я объяснил бы вам, как это делается...» Владелец фотомагазина и не подозревал, что одной своей фразой он опроверг целую теорию, разработанную американскими экономистами, которые с серьезным видом уверяют, что в Соединенных Штатах вообще нет монополий.
В Чикаго мы лишний раз убедились, насколько высок интерес американцев к настоящему искусству. В те дни там выступал советский ансамбль «Березка». Концерты его проходили с неизменным успехом. Дело в том, что зрелища, в нашем понимании этого слова, - редкость для США. Здесь мало драматических, оперных и балетных театров; преобладает оперетта или еще более легкие жанры музыкально - танцевального представления. Вкусы молодежи воспитываются на сомнительных ревю, в которых степень искусства определяется числом голоногих девиц на сцене.
Чрезвычайно интересным было посещение Калифорнийского университета в Лос - Анжелосе. Студенты, как оказалось, гораздо меньше подвержены влиянию пропаганды «холодной войны», чём многие другие американцы. Многие студенты выражали желание установить тесные связи с советской - молодежью, обмениваться делегациями, вести переписку.
В Калифорнийском университете учится до пятнадцати тысяч человек. Стипендий студенты не получают, наоборот, они платят за учебу Приходится платить даже профессору за прием экзамена! Учебные пособия стоят дорого. Поэтому «подрабатывание» обычное явление в жизни американских студентов.
Во время поездки советских гостей по городам США главенствовали дух дружелюбия и стремление к сближению с Советским Союзом. Но, к сожалению, атмосфера дружелюбия не находила отражения в американской прессе. Впрочем, это и понятно: так называемая «свободная» пресса США принадлежит газетно-журнальным капиталистам. Было бы полезно для дела мира, если бы пресса хоть перестала извращать действительность и сеять недоверие ко всему, что касается Советского Союза.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.