Совсем недавно этот город на берегу Азовского моря называли городом металлургов и рыбаков. Но вот полгода назад сюда пришли сотни молодых бульдозеристов, водителей самосвалов, крановщиков, экскаваторщиков, плотников, бетонщиков... Жизнь внесла небольшую поправку: город Жданов стал также городом домно - строителей.
Сейчас, когда пишутся эти строки, на строительных площадках комсомольских доменных печей - пятой азовстальской и третьей, сооружаемой на заводе имени Ильича, - страдная пора. Идет сборка узлов, монтируются газопроводы, укладываются металлические панели, наполняются кладкой стальные коробки воздухонагревателей.
На обеих стройплощадках гремят имена передовиков. Это каменщики комсомольско - молодежной бригады Григория Сенченко, давшие слово выиграть на кладке кауперов пять драгоценных суток, и молодые огнеупорщики «Теплостроя», выполняющие по три нормы в смену. Это бригады Антонины Понкратовой и Ефима Скляра. Это сотни других строителей, работающих в полную силу, с широким размахом, повседневно показывающих образцы трудового героизма.
... Монтажники комсомольско - молодежной бригады Ефима Скляра выполняли особо важное задание. Им предстояло установить патрубки свечей на площадке доменного колошника, или, как говорят строители, на отметке «42».
С моря дул «низовик» - резкий, порывистый ветер. В такую непогодь трудно бывает монтажникам даже внизу, а какое напряжение приходится испытывать им на многометровой высоте! Но они знали о жестких графиках, и тут уж действительно некогда было ждать у моря погоды.
Перед тем, как подняться на колошник, Ефим Скляр обошел патрубки свечей, проверил крепление тросов, окинул взглядом громаду печи. На всех ярусах, от горна до колошника, стояли сигнальщики. Высоко над землей, над куполами воздухонагревателей, застыла стрела башенного крана. Все было готово.
В двенадцать часов прозвучала команда:
- Вира!
На какую - то долю минуты патрубок повис в воздухе и, слегка по качиваясь, медленно поплыл вверх. За ним следили десятки людей, стоявших на земле. Подъем был плавным и спокойным: от резких ударов «низовика» патрубок защищала надежная броня воздухонагревателей. Но чем выше он уплывал, тем напряженнее становились лица и тех, кто стоял на земле, и тех, кто готовился принять этот груз на тесной площадке колошника.
Патрубок поравнялся с монтажниками и замер. Казалось, предельно натянулись стальные тросы. Упираясь в скобы, монтажники до боли в ладонях сжимали упругий канат, подводя патрубок к конусам кожуха. Теперь ничто не защищало его от ветра... Всего десять минут длилась борьба парней за то, чтобы подвести восьмитонную глыбу железа на место. Но всем, кто работал в те минуты на отметке «42», казалось - время остановилось. Разворот протекал медленно. Малейшая неосторожность могла привести к губительной «болтанке». Сантиметр за сантиметром сокращалось расстояние между патрубком и колошником...
- Приготовьсь! - коротко бросил Скляр.
Тяжелый патрубок свечи опустился на конус. Нельзя было медлить ни секунды: от сильного порыва ветра могли сместиться отверстия фиксаторов, и тогда... тогда надо было бы начинать все сначала.
Григорий Мысяк вставил первый болт - «приживил» деталь, как говорят монтажники... А через несколько минут, когда были закреплены все четыре фиксатора, Михаил Дроботин и Дмитрий Рябчевский, поднявшись на патрубок, освободили крюк башенного крана.
Ветер подхватил звонкую команду бригадира:
- Майна!
... Город металлургов, строителей, рыбаков... Здесь, на берегу Азовского моря, на стройплощадках домен работает неугомонная юность. Управляя могучими механизмами, кранами и машинами, замешивая бетон или сваривая сталь, молодежь работает так, как надлежит работать славному комсомольскому племени!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.