Наступал теплый, тихий день. Проходя берегом реки Псёл. я поднялся на крутой обрыв и увидел внизу рыбака-удильщика. Это был высокий, статный парень с пышными черными волосами.
Поприветствовав удильщика, я спросил:
- Ну, как лов?
Парень тряхнул волосами, глянул вверх и кратко ответил:
- Клюет понемногу...
Насадив наживку, он плавно закинул удочку. Нередко по ловкости заброса определяют и мастерство рыбака. Опытность у парня была налицо. Живец упал далеко на середину переката. Ныряя и подпрыгивая, легкий поплавок помчался вниз по течению. В ту же секунду, прицепив к ремню сачок, рыбак пригнулся, чтобы тень не падала на воду, и дробным шагом почти побежал по берегу.
Течение было настолько быстро, что момента поклевки я не уловил. Но рыбак вовремя дал легкую подсечку. Удилище согнулось. Рыба взялась крепко. Натянутая леска начала резать гребешки волн. Удильщик, будто дирижируя длинным шестиком над речкой, быстро перескакивал с одного места на другое, то отпуская, то натягивая леску. Минут через пять рыбина «наигралась» и обессилела. Парень тихо подвел ее к берегу и ловко подхватил в сачок.
Когда на песке затрепыхался крупный голавль-черноспинник.
меня на обрыве словно подбросило. Неуемная сила - охотничья страсть! И я буквально скатился на песчаную отмель.
Хорошо зная, что многие рыболовы не любят посторонних глаз, я извинился и сказал:
- Интересно вы ловите. Разрешите понаблюдать?
- Пожалуйста! - добродушно улыбнулся парень. - Только не стойте близ воды, а то рыбу будете отпугивать.
В закрытой заводинке плавало на кукане с полдесятка голавлей и пара подъязков.
- Это здесь наловили? - удивился я. - Здорово!
- Надо уметь ловить! - не без гордости ответил рыбак и потянулся рукой за подсадкой к ведру с живцами. В ведре плавала мелкая рыбешка. Пока рыболов насаживал живца, я обратил внимание на его удочку. Прежде всего, бросалось в глаза прочное бамбуковое удилище - составной гибкий шест более пяти метров длины, - оправленное до половины алюминиевыми опоясками. Леска жилковая, не толще катушечной нитки водянистого цвета. Поплавок перяной с красных наконечником. Груз - дробинка второго номера. Но меня удивило то, что на волосяном поводке прикреплен не один, а два крючка. Крючки мелкие, пескарные. Расположены они один от другого на расстоянии не больше двух сантиметров - по росту живца.
- Удочка-то у вас необычная! - заметил я.
- Собственной конструкции.
- И снасть аккуратная!... Но, знаете, мне просто не верится, чтобы на такие мелкие крючки можно было ловить такую крупную рыбу.
- Не верите? - засмеялся парень. - Ну вот, посмотрите!
Сделав заброс, он опять пригнулся и. крадучись, пошел по берегу. Я наблюдал и думал: «Да, этот удильщик не ровня тем, которые сидят на бережках и скуки ради дымят папиросками. Вот это действительно спорт!... Ловить голавлей и язей на пескарные крючки!... Нет, тут есть что-то новое, не известное еще другим рыболовам. У хлопца, видать, не только рыбачья жилка, но и хорошая смекалка».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.