Рассказ Дм. Петровского ценен яркостью каждою отдельного штриха. Это скорее воспоминание пережитого, преломленное в форме художественною сказа. Автор сам испытал волнение схватки, встречи с врагом лицом к лицу, и поэтому он так эмоционально цельно умеет передать пафос боя. Петровский на опыте познал те чувства, которые руководили стихийным движением партизан и их самоотверженной борьбой против белых банд.
ШУМИТ - ГУДИТ конец Городни: Черноус и Денис на Деникина братву ведут. А Лось - военком - по пустой конюшне ходит и лается: Денис всех коней под своих партизан забрал. Помстился Денис Лосю за его капитанскую спесь. Не понял Лось хода эпохи, - не учуял духа буйных годов. Остался внутренне при погонах и при старом мировоззрении. Не хватило у него крыльев в душе и пороху в сердце, чтобы вспыхнуть и стать другим, новым человеком.
Еще с самого повстанья не выносили они - Денис и Лось - духа друг друга, как собака кошку.
- Держите его под взводом, - сказал Денис морякам, Антону и Павлу, из подпольного комитета, - по - моему, ему только мобилизацию проводить, да еще по интендантской части нам пригодится.
Антон с Павлом перемигнулись и ударили братски друг друга по плечу (балтиец с черноморцем) и сказали ласково друг другу:
- Ух ты, гад!... А потом:
- Душа с тебя вон!...
И завелись бороться, как котята, по пяти пудов весом каждый.
Десятипудовая громада их рухнула на пол...
Так еще с повстанья приметил Лось после боя в Го - родне одного человека с маузером и нацелился на маузер и на человека, как на сало:
- Хорошо бы обезоружить, как я военком, и маузер забрать.
Хоть и старорежимный был капитан Лось, но с крупной мечтой об оружии.
- Ты каковский? Кто такой ходишь? Маузер при чем?
Парень не опешил - при боку, мол.
- Откуда взялся, говорю? Я тебя не знаю.
Будто всех на свете Лось должен знать, как есть он военком или оракул.
- Я, - говорит парень, - бывшая гайдамака, а теперь вроде красный стрелок.
- Красный? Вот как! Хорошо. Идем в Ревком!
И привел парня.
- Вот он - гайдамака!
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.