Начальник треста «Стройгаз» так и говорил собравшимся в его кабинете инженерам, прорабам строительных управлений и подсобных предприятий:
- Будут трудности - обращайтесь в комсомольский штаб. Ребята там сильные, помощники настоящие.
Начальник комсомольского штаба стройки Виктор Молчанов, слушая это, слегка краснел и сдвигал брови, а его заместитель однофамилец Виталий Молчанов сидел спокойно, будто и не замечал похвалы.
Совещание было созвано в связи с опубликованием в газетах сообщения о предстоящем Пленуме Центрального Комитета партии. Строителям хотелось приветствовать Пленум новыми производственными победами. И чтобы эти победы были значительнее, в кабинете начальника шел разговор начистоту. Определялись слабые места, «придирались к стенке» виновники, назначались жесткие сроки, вскрывались резервы, выслушивались и обсуждались предложения.
Когда совещание кончилось, Виктор и Виталий Молчановы отозвали в сторону парторга Барнаульского стройуправления № 1 Остапенко.
- Иван Тарасович, посоветоваться надо.
- Так ведь советовались. Только что...
- У нас особое дело. Думаем взять такое обязательство: пустить к Пленуму сероуглеродный завод.
Остапенко посмотрел на ребят серьезно, покачал головой.
- Очень трудно.
- Знаем...
На следующий день штаб созвал внеочередное комсомольское собрание. На повестке был один вопрос: о досрочном пуске сероуглеродного завода в честь июньского Пленума. Все понимали, что берутся за очень трудное дело, но от сознания того, что оно трудное, было как - то очень хорошо на душе. Не за какую - нибудь мелочь взялись, а настоящий, значительный подарок готовят родной партии!
Очень некстати надвигалась экзаменационная сессия в строительном институте, где на втором курсе заочного отделения учился Виктор Молчанов. Надо было идти в отпуск, готовиться к экзаменам. Конечно, и без него строители сделают ничуть не меньше, штаб будет работать не хуже, но оторваться от стройки в такое особенное время было тяжело. За несколько месяцев своей работы здесь он успел привыкнуть к строительству. Стройка стала для Виктора кровным делом, заботы и радости строителей - его личными заботами и радостями.
А ведь с чего началось?
... Это было совсем недавно. На отчетно - выборном собрании комсомольской организации Барнаульского строительного управления кто - то из комсомольцев возмущенно сказал:
- А секретарю райкома Молчанову до нашей стройки и дела нет. На участках не был, трудностей наших не знает, точнее, не хочет знать! Если к нему обратишься, всегда одинаково отвечает: пусть, говорит, вами горком занимается. А что горком, если мы в Октябрьском районе?
Выступавшего поддержали другие, и Виктор долго после собрания ходил в плохом настроении. Он на самом деле считал прежде, что раз стройка городского значения, то и заниматься ею должен горком. Впрочем, он был не прав, конечно. Значение стройки всесоюзное. Это Виктор уяснил себе только сейчас, когда стал начальником штаба на строительстве Барнаульского завода синтетического волокна.
Завод этот к концу семилетки будет целым комплексом различных химических производств, а пока действует один экспериментальный цех «малый капрон». Корпуса этих цехов теряются среди гигантских коробок еще не достроенных зданий, их заслоняют хороводы башенных кранов, экскаваторов, бульдозеров.
Первые дни Виктор с утра до вечера ходил по огромной территории стройки и все не мог разобраться, где какой объект находится. Правда, он ходил не один, а с корреспондентом комсомольской газеты «Молодежь Алтая», знающим по имени чуть не каждого строителя и великолепно осведомленным о делах стройки. Корреспондент обстоятельно вводил Виктора в курс дела. По странному совпадению фамилия корреспондента была тоже Молчанов и имя очень похожее - Виталий. Виталий возглавлял прежде комсомольский контрольный пост, который предшествовал на строительстве комсомольскому штабу. Но с тех пор как комсомол объявил барнаульскую стройку всесоюзной комсомольской, на нее потянулась молодежь со всех концов страны, фронт работ увеличился, и контрольному посту стало трудно справляться с новыми задачами.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.