Когда свердловчане построили у себя теперь уже знаменитый «Рубин» (Дом быта, ставший первым в Российской Федерации), консервативная до сих пор география сервиса сдвинулась с мертвой точки. Только за последние пять-шесть лет дома быта появились в семидесяти городах России.
Что же представляет собой эта новая форма обслуживания, свидетелями которой ваши корреспонденты были в Иванове? В прозаическом, инструктивном, так сказать, изложении это выглядит следующим образом: «Дом быта — предприятие, где сотни различных специалистов собраны под одной крышей. Здесь слиты воедино культура обслуживания, современные методы производства и организации труда». Это проза. Но к сервису уже обратили свои взоры поэты:
Мы приехали в Иваново, когда Дом быта обрел не только свое лицо, но и свою, по всему видно, заслуженную славу. Пятиэтажное, светлое здание стоит в центре города, что называется, на бойком месте. То, что здесь уважают ваше время, вы ощущаете сразу при виде таблички у дверей: «ДОМ БЫТА РАБОТАЕТ С 7 УТРА ДО 9 ВЕЧЕРА БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ И ПЕРЕРЫВА НА ОБЕД». За этой простенькой надписью угадывается, однако, очень многое и прежде всего глубокое понимание самой сущности такого института, как служба быта. Здесь понимают, что быт (поскольку он быт) ежедневен и человеку, выбравшему среди дня несколько минут, очень важна гарантия того, что время его не будет истрачено попусту.
Здесь у вас появится и другое приятное ощущение — уюта, я бы даже сказал, домашности. А согласитесь, что при таком огромном здании, со множеством самых разнообразных служб, создать его не так-то просто. Но, видимо, возможно, когда проектировщики думают не только в функциональном, так сказать, плане, но и в плане этическом. «Сочиняя» и планируя интерьер, обставляя его удобной низкой мебелью и освещая весь этот сложный лабиринт мягким, рассеянным светом, они думали о человеке или, как принято говорить, «клиенте».
Войдя в просторный холл, вы видите табло, где точные адреса «ста услуг» (а цифра эта, надо сказать, не более чем принятая условность, потому что сегодня Ивановский Дом быта может предоставить вам не сто, а триста пятьдесят видов услуг). Следуйте этим толковым указателям, и вы не сделаете ни одного лишнего шага.
Кстати, о лишних шагах. Директор Ивановского Дома быта, давний и опытный работник сферы обслуживания Сергей Иванович Кашинцев, очень точно, как нам кажется, сформулировал сущность этой проблемы:
— Представьте, что в один прекрасный день — именно один! — вам понадобилось заправить ручку, вывести пятно на рукаве, отдать в стирку сорочки, заказать брюки, взять на прокат магнитофон для сегодняшнего вечера, вызвать мастера починить холодильник, да и часы у вас что-то стали отставать, и, вообще, кажется, пришло время постричься... Что вы станете делать в таком, как видите, самом обыденном случае? Видимо, колесить по городу из конца в конец, чтобы, как мы говорим, «получить» все эти такие простые, но такие необходимые услуги. Так? А теперь проведите несложный хронометраж с учетом городских расстояний, неудобств транспорта, обеденных и прочих перерывов и посчитайте, хватит ли даже двух ваших выходных дней, чтобы все это успеть?.. В Доме быта на это уйдет два часа. Смею вас уверить, не больше.
Арифметика, что и говорить, простая. Но за ней многое. В самом деле, представьте, если каждый из нас сэкономит на бытовых «мелочах», сколько прибавится времени для работы, для отдыха, для творчества, наконец.
Впрочем, считать, что новая форма обслуживания — только экономия (пусть и огромная) нашего нерабочего времени, дающая человеку возможность проявить себя в областях самых разнообразных, — считать так было бы недостаточно. Из того, что мы увидели в Иванове, можно заключить, что, кроме всех прочих удобств, Дом быта — это очаг культуры быта. И это обстоятельство заслуживает, как нам кажется, особого внимания.
Изящная табличка «Художник-консультант» укреплена над рабочим местом Аллы Смирновой. Путь Аллы к этой должности (без которой не может уже существовать сегодня наша сфера обслуживания) прошел через институт культуры. И это весьма символично. Символично, пожалуй, и то, что всякий, кто приходит в ателье мод Ивановского Дома быта, не минует стола, за которым работает художник-консультант. Разве что в одесских анекдотах остались времена, когда, встречая клиента, закройщик спрашивал: «Как будем шить? Элегантно или по прейскуранту?» Алла Смирнова училась в институте культуры именно для того, чтобы каждый имел возможность шить элегантно по прейскуранту.
...У стола художника останавливается девушка. Она робко присаживается на краешек кресла и разворачивает принесенный сверток. Отрез синего цвета и небольшой кусок отдельно ложатся на стол.
— Хотелось бы платье... с такой вот отделкой.
— Знаете, девушка, к этому синему цвету в качестве отделки очень хорош был бы теплый серый цвет.
— Вот я и принесла серый...
— Да, но посмотрите, этот серый цвет имеет сиреневый оттенок, а это нарушает цветовую гармонию. — Алла кладет рядом оба принесенных девушкой куска ткани. — Видите? Что-то раздражает глаз.
— Да, пожалуй, — неуверенно, словно, ради приличия, соглашается девушка.
Алла замечает эту неуверенность.
— А теперь посмотрите. — Она находит в богатом своем арсенале нужный серый тон и сопоставляет его с синим куском ткани. — Видите?
— Да, да! Конечно! — говорит девушка, и видно, что она воспринимает это как открытие. — Ой, конечно! Совсем другое дело!..
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.