Слушаю по радио, что сейчас в школах начинают вводить уроки сексовоспитания, и врач, который об этом рассказывает, сообщает, что столкнулся с невероятным фактом: в одной из школ этот предмет преподает учитель физкультуры. Специалистов нет. Почему учитель физкультуры? Отвечают: а у него в этом деле самый большой опыт...
Когда я первый раз оказалась за границей, меня, конечно, шокировала пропаганда секса. Когда видишь журналы, выставленные в витринах магазинов, а мимо идут в школу дети, не обращая внимания на яркий глянец этих откровенных изданий, естественно, удивляешься. Но за границей эротическая доступность, открытость способствует, как это ни парадоксально, нормальному, серьезному отношению к жизни, к браку, к деторождению. Они уважительнее относятся к женщине. У них другой, более свободный уровень сознания, другой опыт.
— То есть нам не нужны эротические фильмы?
— Создавать нам свои фильмы, думаю, не стоит. Для начала хорошо бы демонстрировать иностранные фильмы в их первозданном виде, без купюр. Обязательно будет поколение, которое как бы переработает открытие этого «клапана». Будет много крика, лицемерия. Но и искреннего гнева — от непонимания. Но зато потом появится другое поколение, готовое к восприятию таких картин.
— Можете ли вы назвать отечественные фильмы, где есть кадры, которые хотя бы приблизительно можно назвать эротическими?
— Это трудно. Как правило, сцены, связанные с близостью мужчины и женщины, снимаются у нас по глупой схеме: он расстегивает ей дрожащими руками кофточку и лезет под нее. Затем гремит музыка, а камера ползает по предметам женского туалета... Скорее я могу назвать некоторые фильмы,
где есть кадры, рождающие чувственное начало, снятые очень удачно, с хорошим вкусом... У Тарковского в картине «Зеркало» — грандиозный момент! — воспоминания героя Янковского, когда Терехова стоит под душем, это не оговорка, как нам кажется, поскольку «под душем» — именно живая женщина, Маргарита Терехова, а не ее героиня, верно? — Е.Д., А.К.). Снят портрет. Женский портрет. Возрожденческий. Эти кадры рождают чувства к Женщине, чувства прекрасные.
Или картина «Подранки». Полуобнаженная героиня — ее играет Жанна Болотова — загорает на крыше с книгой, и мальчик на нее смотрит. Красиво... Вообще эротическое чувство занимает короткий временной промежуток. Это период с 13 до 16 лет. Потом уже в восприятие примешивается много другого, сексуального. Эротика, по-моему, очень детское и очень возвышенное чувство.
— Когда вы сейчас об этом говорите, сама тема нашего разговора легко вам дается?
— Трудно. Потому что серьезно об этом никогда не думала. Но считаю, что это очень правильно и важно — объявление этого вопроса, его легализация.
— Кто из наших режиссеров мог бы снять эротический фильм?
— На мой взгляд, мог бы Роман Балаян. И, как я слышала, он именно это и собирается сделать. Он собирается снимать фильм «Леди Макбет Мценского уезда» с Натальей Андрейченко в главной роли. (Жаль, что не со мной.)
А вот как раз многие режиссеры, не способные это снимать, берутся за это с легкостью. Наверное, от непонимания, как у того учителя физкультуры, который основывается на собственном большом опыте «большого секса».
— Должна ли актриса, которую снимают в эротическом эпизоде, отвечать каким-то специальным требованиям?
— Тут важнее всего талант режиссера и оператора. У актрисы должно быть больше природного, женского таланта. Ведь невозможно объяснить систему возникновения секс-звезд. Почему одна волнует, а другая, при отличных внешних данных, оставляет равнодушной? Скажем, в «Избранных» снималась колумбийская актриса Ампаро Грисалес. (Ее представляли нам как секс-звезду.) Во время съемок она занималась рекламой парфюмерии, мыла, драгоценностей. Я видела, как проходили эти съемки. Это огромная работа, огромные денежные затраты, определенные цели. У нас этого нет. Я думаю, что любая актриса может сняться в эротическом кино, если есть чувство вкуса, такта, а главное — талант.
— Но ведь может быть и так — кто-то посмотрит и скажет: Друбич выглядит ужасно, зачем ее снимать обнаженной?
— Когда наши женщины стоят в очереди и говорят: «Как мне не нравится Софи Лорен!», мне хочется спросить: «А вы ей нравитесь?» Это очень сложный вопрос — восприятие женской внешности, красоты. Красота, как известно, в глазах смотрящего. И тут тоже необходимы и вкус, и такт, и талант зрителя.
Слово «эротика» и все, что под ним понимается обывателем, многих не на шутку пугает.
Прошлым летом художественный совет фирмы «Мелодия» «зарубил» долгоиграющую пластинку популярной рок-группы «Алиса» из-за того, что тексты трех песен показались чрезмерно откровенными, вернее — скабрезными. Цельную программу (между прочим, «залитованную» и неоднократно исполненную) разобрали на куски. Вместо одного большого диска «Мелодия» выпустила несколько так называемых миньонов.
Что же смутило членов худсовета? Что показалось профессионалам эстрады вопиющей непристойностью?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.