Н. Г. Чернышевский

В Жданов| опубликовано в номере №628, июль 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 125-летию со дня рождения

18 сентября 1848 года двадцатилетний студент Николай Чернышевский в своём зашифрованном, дневнике записал: «Я начинаю думать, что республика есть настоящее, единственное достойное человека взрослого правление... Мне кажется, что я стал по убеждениям в конечной цели человечества решительно партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев...» Эти пламенные слова, вырвавшиеся из сердца юноши, можно было бы поставить эпиграфом к рассказу о жизни и творчестве Чернышевского, одного из самых выдающихся русских революционных деятелей.

Он был писателем и критиком, социологом и публицистом, философом и историком, экономистом и естествоведом. Он выступал как редактор, журналист, переводчик. И что бы ни делал, к какой бы области знания «и прикасался Чернышевский, он прежде всего был борцом, трибуном, мятежником. Вся его жизнь была отдана делу освобождения родины от ига самодержавия.

Царизм жестоко отомстил писателю - революционеру: больше двадцати лет Чернышевский томился в тюремных казематах, на каторге, в ссылке. Полным сил, в расцвете своего таланта он был заключён в Петропавловскую крепость, а возвратился из Якутской тундры на родину седым стариком... Но, несмотря на неслыханные испытания, дух его не был сломлен, самодержавию не удалось поставить на колени мужественного борца за свободу народа. Когда ему предложили написать прошение о помиловании, Чернышевский твёрдо отказался. «В чём же я должен просить помилования? - спросил он приехавшего к нему жандармского офицера.... Мне кажется, что я сослан только потому, что моя голова и голова шефа жандармов Шувалова устроены на разный манер, - а об этом разве можно просить помилования? Благодарю вас за труды. От подачи прошения я положительно отказываюсь».

Николай Гаврилович Чернышевский родился сто двадцать пять лет тому назад, 24 (12) июля 1828 года, в Саратове. С раннего детства он отличался неутомимостью в стремлении к знаниям, к труду. В шестнадцать лет он знал несколько иностранных языков и был, по его собственным словам, «пожирателем книг». Не закончив духовной семинарии и не желая стать священником, юноша отправился в Петербург и поступил в университет. В эти годы складывались революционные взгляды будущего писателя и критика. Он горячо сочувствовал революционному движению в странах Западной Европы и верил в возможность революции на родине, готовясь отдать ей все свои силы.

После окончания университета Чернышевский возвратился в Саратов и в течение двух лет вёл педагогическую работу в гимназии. Он воспитывал в своих учениках ненависть и презрение к самодержавию. «Я делаю здесь такие вещи, - говорил Чернышевский своей невесте Ольге Сократовне, - которые пахнут каторгою».

В 1853 году Чернышевский вместе с женой переехал в Петербург и вскоре начал печататься в журналах. Одновременно он держал экзамены на учёную степень магистра и готовил диссертацию под названием «Эстетические отношения искусства к действительности». Эта работа произвела огромное впечатление на передовую русскую интеллигенцию.

Одной из величайших заслуг Чернышевского перед русской культурой является разработка им основ материалистической теории искусства. Молодой учёный смело вступил в борьбу с защитниками идеалистических взглядов, которые безраздельно господствовали в этой области. «Первая цель искусства - воспроизведение жизни», - писал Чернышевский. По его мысли, искусство должно не только верно изображать жизнь, но и объяснять её, произносить свой приговор над её отрицательными явлениями, поддерживать ростки нового, здорового. Только природа и общество, люди с их мыслями и чувствами, с их горестями и радостями, могут и должны быть предметом искусства. Вне жизни нет искусства, прекрасное есть жизнь, искусство - лишь её отображение. Эти мысли, которые мы теперь воспринимаем как непререкаемые истины, тогда были подлинным откровением. И недаром против них ополчились реакционеры всех мастей: в эстетической теории Чернышевского они почувствовали её революционное содержание. Для демократа и материалиста искусство было одним из мощных средств переустройства общества на разумных началах; его высшее назначение, по мнению критика, заключалось в том, чтобы стать «учебником жизни».

Руководствуясь этими принципами, Чернышевский в своей критической деятельности решительно поддерживал произведения правдивые, реалистические, вскрывающие социальные противоречия, и обрушивался против всякой фальши, безыдейности в искусстве, против идеализации крепостничества.

В 1854 году Чернышевский начал сотрудничать в некрасовском «Современнике», передовом русском журнале, вокруг которого группировались виднейшие писатели. Вместе с Добролюбовым, вскоре ставшим активным сотрудником редакции, Чернышевский превратил «Современник» в трибуну русской революционной демократии. Имя нового критика быстро приобрело, популярность, особенно среди молодёжи. Его философские, критические и публицистические статьи оказывали огромное влияние на демократические круги русского общества.

В своей критической деятельности Чернышевский явился верным продолжателем Белинского. Он пропагандировал и развивал революционно - демократические идеи своего предшественника, самое имя которого было тогда под запретом. В большой работе «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевский дал глубокое исследование литературы первых десятилетий XIX века и прежде всего творчества Гоголя. Он раскрыл огромную роль критического направления, во главе которого стояли автор «Ревизора» и его гениальный истолкователь Белинский. Для русской жизни 50 - 60 - х годов традиции гоголевской школы с её обличением крепостничества, суровой критикой отрицательных явлений и типов имели первостепенное значение. Революционный демократ Чернышевский видел в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души», нравственное оружие в борьбе против самодержавно - крепостнического строя. Всячески поддерживая искусство, нужное народу, критик решительно выступал против реакционных и либеральных литераторов, идеологов дворянского класса.

В блестящих статьях, посвященных Льву Толстому, Салтыкову - Щедрину, Островскому, Тургеневу, Огарёву, Чернышевский дал проницательную оценку этих писателей, вскрыл художественные особенности их произведений. Так, в статье о «Детстве», «Отрочестве» и «Военных рассказах» Толстого он дал тонкий анализ творческой манеры будущего автора «Войны и мира» и «Анны Карениной». Критик указал, что Толстого больше всего занимает «психический процесс, его формы, его законы, диалектика души». В этом, по мысли Чернышевского, особенность Толстого как художника, в этом его сила. Безошибочную характеристику дал Чернышевский и многим другим писателям. Воздействуя на литературное развитие со страниц «Современника», критик активно поддерживал ростки новой, демократической беллетристики и поэзии.

Во второй половине 50 - х и в начале 60 - х годов развернулась деятельность Чернышевского как философа и экономиста. «Чернышевский, - писал В. И. Ленин, - единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50 - х годов вплоть до 88 - го года остаться на уровне цельного философского материализма». В работе «Антропологический принцип в философии» Чернышевский выступил как убеждённый материалист. Опираясь на данные естествознания, он полемизировал против идеализма и доказал его научную и философскую несостоятельность. Он подверг критике немецкого философа - идеалиста Гегеля и в своих последовательно - материалистических выводах пошёл дальше немецкого философа - материалиста Фейербаха. К. Маркс и Ф. Энгельс дали высокую оценку научному творчеству Чернышевского, особенно его работам по экономическим вопросам.

Чернышевский вёл громадную литературно - публицистическую работу. Однако он считал её недостаточной и мечтал о непосредственной революционной борьбе. Под знаменем крестьянской революции он надеялся сплотить всех передовых людей России. Исчерпывающую характеристику идейной позиции Чернышевского дал В. И. Ленин: «Чернышевский был социалистом - утопистом, который мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную, крестьянскую общину... Но Чернышевский был не только социалистом - утопистом. Он был также революционным демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя - через препоны и рогатки цензуры - идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей».

В противовес либеральным болтунам, которые славословили грабительскую реформу 1861 года и пытались выдать её за подлинное «освобождение крестьян», Чернышевский доказывал, что царский манифест ведёт к ещё большему закабалению крестьянства. Только революция может спасти Россию. Так думал Чернышевский, и всей своей деятельностью он стремился приблизить час освобождения народа. Он практически участвовал в революционной борьбе. Он искал сближения со всеми, кто был способен на участие в восстании. Вокруг Чернышевского группировалась революционно настроенная молодёжь, готовая к активным действиям. В начале 60 - х годов Чернышевский написал прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» - выдающийся документ революционной пропаганды, в котором содержался призыв к подготовке крестьянского восстания.

Царское правительство, не располагавшее прямыми уликами против Чернышевского, всё же догадывалось, что в его лице оно имеет непримиримого противника. Расправа с ним была предрешена. 7 июля 1862 года Чернышевский был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Почти два года пробыл он в её стенах в ожидании приговора. В это тяжёлое время проявилась вся необыкновенная сила его духа. Узник самодержавия не склонил головы; в заключении он продолжал неустанно трудиться, настойчиво отстаивая и утверждая свои идеи. Среди других произведений в крепости был написан всемирно - известный роман «Что делать?»

Это выдающееся произведение имеет подзаголовок «Из рассказов о новых людях». Действительно, книга Чернышевского представляет собой волнующее, страстное повествование о новых людях, нарождавшихся тогда в России, о людях, которым суждено было выступить на борьбу за свободу. Герои романа - разночинцы - демократы, они не похожи на «лишних людей», разочарованных мечтателей или бездействующих фразёров. Это люди дела, они знают, в чём прежде всего нуждается народ, и стремятся к осуществлению своих идеалов. Мысль не расходится у них с поступками, они энергичны, целеустремлённы, жизнедеятельны. Такими были и живые современники Чернышевского, например, Н. А. Добролюбов, таким был и сам автор романа.

Роман «Что делать?» стал любимой книгой многих поколений передовой русской молодёжи, стремившейся подражать героям Чернышевского - Рахметову, Вере Павловне, Лопухову, Кирсанову. Свобода и независимость личности, сознательная деятельность на благо людей, труд как творчество - таковы их идеалы. В образе Рахметова Чернышевский воплотил наиболее яркие черты «нового человека», для которого подготовка революции и освобождение народа - высший смысл и единственная цель жизни. Это профессиональный революционер. «Мало их, - говорит писатель о людях типа Рахметова, - но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней - теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».

Рахметов - один из самых выдающихся образов положительного героя в русской литературе. Недаром ему подражали, у него учились жить и бороться. Многие революционные деятели, в том числе Георгий Димитров, вспоминают о том влиянии, какое оказал на них роман «Что делать?», и прежде всего образ Рахметова. В 1864 году Чернышевский был сослан на каторгу в Сибирь; вся передовая Россия провожала в изгнание своего верного сына. Чернышевский находился вначале на Кадаинском руднике Нерчинского округа, затем, по окончании срока каторжных работ, его перевели в глухой якутский городок Вилюйск. Просить о помиловании Чернышевский отказался, попытки освободить его силой, предпринимавшиеся революционерами, оканчивались неудачно. Только в 1883 году писателю разрешено было переехать в Астрахань, а в 1889 году поселиться на родине, в Саратове. Здоровье Чернышевского было подорвано ссылкой. 29 (17) октября 1889 года он скончался.

«... Будущее светло и прекрасно, - говорил Чернышевский, обращаясь к своим современникам. - Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести». Советские люди, строители нового общества, о котором мечтал великий сын русского народа, видят в Чернышевском одного из самых замечательных своих предшественников.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Во 2-м номере читайте об одном из самых противоречивых и загадочных монархов в  российской истории Александре I, об очень непростой жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского, о литераторе, мемуаристе, музыкальном деятеле, переводчике и  близком друге Пушкина Николае Борисовиче Голицыне, о творчестве выдающегося чехословацкого режиссера Милоша Формана, чья картина  «Пролетая над гнездом кукушки» стала  культовой. окончание детектива Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Славный путь

К 50-летию II съезда партии

«Мастерица варить кашу»

Пьеса Н. Г. Чернышевского на советской сцене