За последние два года я наблюдаю огромный рост наших молодых режиссеров и актеров. Формируется совершенно новый тип мастера театра.
Вот режиссер Лютце. Ему 28 лет. Он успел пройти мейерхольдовскую школу и за четыре года работы в Большом драматическом театре им. Горького дал ряд великолепных спектаклей.
Что примечательного в этом молодом советском режиссере? Прежде всего то, что, несмотря на молодость в нем нет и не было робости новичка. Это человек творческого риска. Он полон исканий, новых идей. Но он не отвергает доброго совета старого мастера в том случае, если этот совет не противоречит его принципам. Смотришь и думаешь: откуда берутся эти сила, уверенность, мастерство?
А ведь Лютце – не исключение: работают в нашем театре способные молодые режиссеры Морщихин, Гуревич; работает талантливая режиссерская молодежь и в других театрах.
А вот наша актерская молодежь: Жеребчиков, Чайников, Полицеймако, Панов, Янцат, Суханов, Александрова, Вольперт.
Что отличает их от прошлых поколений актеров? Прежде всего, большая, серьезная учеба, огромные требования, которые они предъявляют к себе. Чувствуется, что они растут вместе со всей страной, потому что они учатся у страны, у ее лучших людей, образы которых они воссоздают на сцене.
Может быть, молодые артисты так быстро находят свое место в театре, потому что думают не только о ролях: они занимаются философией, физкультурой, ведут активную общественную жизнь.
Невольно, глядя на молодых артистов, вспоминаешь тех, кто был молод тридцать лет назад. Разве могла тогдашняя молодежь мечтать о своих постановках в 25 лет? Борьба за существование - вот единственное, что двигало артистов. Разве могли мы рисковать? А вдруг провал? Ведь выгонят! Мы трусили, а вот у нашей молодежи спокойная уверенность, творческое бесстрашие. Они знают, что коллектив всегда их поддержит.
Поражают в нашей молодежи ее гражданская зрелость, понимание щелей, четкое сознание своего общественного назначения. В этом смысле восемнадцатилетний комсомолец у нас рассуждает взрослее иного крупного западного ученого.
Волевая устремленность, стойкость, упорство – вот качества, отличающие наших молодых людей от заграничной молодежи, с представителями которой мне приходится встречаться. Я слежу за ростом лучших учеников консерватории. Эти люди настойчиво работают над собой, над расширением своих знаний. Они стремятся обогатить себя изучением других искусств, усиленно посещают музеи, читают книги по живописи и скульптуре. Это лучшие представители музыкальной молодежи.
К сожалению, далеко не все молодые музыканты уяснили себе необходимость овладеть общей культурой. Именно в музыке часто случается так, что крупное дарование развивается однобоко. А между тем хороший музыкант должен владеть всей музыкой и не только музыкой. Я не говорю уже о таких всеобъемлющих гениях, как Бетховен, Вагнер, но и крупные исполнители наших дней – Губерман, Бузони – были, прежде всего, широко образованными людьми.
Чего не хватает нашим молодым людям, занимающимся искусствам? Мне кажется, больше всего им не хватает досуга.
А для того чтобы работа в искусстве спорилась по-настоящему, необходим творческий досуг, возможность собраться с мыслями, сосредоточиться. И мне хочется пожелать нашей молодежи в ближайшем будущем больше творческого досуга.
Из стен Академии художеств вышло немало первоклассных живописцев. Они оставляли свою молодость, получая в обмен профессиональное мастерство. Надо сказать, что многие старые художники работали значительно больше сегодняшних учеников Академии. Но если бы меня спросили, что самое ценное в молодом советском живописце, я, не задумываясь, ответил бы: «Огромное стремление к овладению техникой и мастерством».
Я завален письмами, в которых стоит один крик «Хотим учиться!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.