Увидя разрушенный вражий
редут.
Сколько веры надо было иметь, чтобы, находясь на пороге смерти, писать такие строки!
С бою добывали путиловцы свою мечту - мечту о светлом будущем для своих детей, внуков, для грядущих поколений. Прошло не так уж много лет. Еще и поныне живы и работают на заводе участники этих боев. А прежней Нарвской заставы сейчас не узнать. От Нарвских ворот к бывшему Путиловскому заводу пролегает широкий асфальтированный проспект, названный в память революционных событий проспектом Стачек. Вечерами он залит ярким светом электрических огней. На месте деревянных хибар поднялись многоэтажные каменные дома с лифтами, центральным отоплением, ваннами, телефоном.
Это по - прежнему рабочий район. И потому здесь больше всего строят новых домов. И потому сюда, в Кировский район, устремилась из центра города первая линия метро.
Бывшее предприятие «Акционерного общества Путиловских заводов» ныне носит гордое название - «Кировский завод». На заводе все новое - новые светлые цехи, оснащенные передовой техникой, новые люди с новой, непохожей на прежнюю, смелой и светлой мечтой.
Когда Василий Васильевич кончил свой рассказ, слово взял кузнец Геннадий Суворов.
У Геннадия большие, сильные руки; на лице чуть выделяются скулы. Вся ладная, крепко сбитая фигура юноши хорошо вяжется с его немногословной, скромной натурой. Видно, что ему трудно говорить о себе. Но когда речь заходит о его профессии, о цехе, он как - то весь преображается. По старым фотографиям да по рассказам стариков знает Геня Суворов о том, что представляла собой путиловская кузница, каково было там работать таким, как он, молодым людям. Завод выпускал паровозы, дальнобойные орудия, снаряды. А в кузнице, как во времена средневековья, рядом с мелкими паровыми молотами и прессами работали «плясуны» - кузнецы, приводившие в действие молоты ногой. В воздухе хлопьями висела копоть. Цех был наполнен грязно - серым, едким туманом. И в этом ядовитом чаду трудились, обливаясь потом, пареньки - нагревальщики. О том, чтобы в двадцать пять лет стать кузнецом или машинистом пресса, - об этом никто из них и мечтать не смел.
- А теперь нашу кузницу не узнать, - с гордостью говорит Геннадий. - Здесь установлены мощные современные машины и механизмы. С каждым годом внедряется новая техника... Мне всего двадцать шесть лет, а я уже работаю бригадиром в первом кузнечном. О чем я мечтаю? Прежде всего о том, чтобы технологию улучшить. Вот кузнец наш Прокофий Дмитриевич Михайлов изменил технологию ковки колец, и качество их после этого намного повысилось.
Проходила у нас не так давно одна деталь, делали ее за два нагрева. А такую деталь свободно можно было бы делать за один нагрев. Я внес рационализаторское предложение, и время на нагрев значительно сократилось. А сейчас вот сталь куем, и иногда случается, что она трещины дает. А их бы могло и не быть, этих трещин. Приспособление нужно создать. Вот и думаю сейчас над этим. Одним словом, такая у меня сейчас мечта. И она сбудется. Ведь теперь мы сами куем свое счастье.
Коля Николаев, не в пример Геннадию, любит поговорить, особенно если речь заходит о будущем.
- По профессии я фрезеровщик, - начал Николай. - На заводе работаю недавно. Уже и в армии свой срок отслужил. А вот аттестата зрелости не успел получить. Сдать в 1957 году за десятый класс - это и есть моя сегодняшняя мечта. Сейчас заочно учусь в средней школе. - Николай на мгновение задумывается. - Но аттестат зрелости - это, если можно так выразиться, только первая ступенька в моей большой мечте. Мне хочется стать драматическим актером. Вот окончу десятилетку и поступлю а театральный институт.
... Запомнился Коле один из весенних дней 1945 года, когда он впервые со сцены прочитал стихотворение на районной олимпиаде художественной самодеятельности. После того как стихли аплодисменты и Коля, смущенный, выбежал за кулисы, его подозвал к себе один из членов жюри. Это был артист Ленинградского академического театра имени А. С. Пушкина Николай Федорович Разуваев. Он посоветовал юноше заниматься в драматическом кружке при Дворце культуры имени А. М. Горького.
- Я играл Звездочета в инсценировке сказки Пушкина «Золотой петушок», - продолжает Николай. - В «Красном галстуке» Михалкова исполнял роль Шуры Бадейкина. Потом играл принца в сказке Сударушкина «Лягушка и свинопас», Снежка и директора школы Томпсона - в пьесе Любимовой. Мне довелось выступать и на больших сценах - в концертном зале Дворца культуры имени А. М. Горького и в клубе МВД; играл Аркадия в пьесе Розова «В добрый час». Из тех, кто занимался вместе со мной в нашем кружке, некоторые учатся сейчас в студии МХАТа, в театральном институте, - например, Валя Левенталь, Борис Тетерин, Толя Чер - негин. А Зина Сазонова стала профессиональной артисткой. Она работает в Куйбышевском театре. Стать артистом и я мечтаю...
Валя Смирнова служит в охране завода. У нее есть свои планы, главным образом спортивные.
Впервые Валя попробовала свои силы на спортивном поприще в июне 1956 года. Метала диск и копье на первенстве Ленинграда. Сильно волновалась. Не так - то просто выступать на стадионе имени Кирова, где столько тысяч глаз устремлены на тебя! Метнула диск, но неудачно; и копье тоже неважно. Опыта не было. А вот на первенстве района она добилась уже успеха.
- Ты про первую сборную расскажи. Играть - то будешь в новом году? - спросил кто - то из участников конференции Валю.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.