Невежество - это враг. Политическое невежество - враг вдвойне. Это объективная истина, опасность, за которую никто не отвечает, ибо субъективно невежество - не вина, а беда.
Ближайшим соседом политической невежественности является безыдейность, аполитичность. Эта малопочтенная парочка еще вхожа в наш комсомольский дом, имеет еще немало клиентов. Правда, эта клиентура далеко не однородна. Одних отличает презрение к теории, других - страх перед ней. Одни беспечны насчет своей теоретической грамотности, другие превращают этот необходимый спутник и инструмент классовой борьбы в занятие для немногих относительно ученых. Им, мол, и книги в руки! В повседневном же обиходе оба представителя этого, так сказать, невежественного течения довольствуется незавидным положением идейных нахлебников. Они безжалостно эксплуатируют чужой труд. У Маркса и Ленина они ищут не мысль, а цитату, не дух, а букву, а весь марксизм для них нечто вроде воинского устава, из которого можно заучить отдельные параграфы, статьи...
Так рождается бюрократическая, с позволения сказать, «идейность».
Впрочем, таких, которые презрительно третируют теорию, меньше. Они все же посрамлены. Их репутация основательно подмочена. Гораздо больше - подверженных страху. Если первые подходят под рубрику своеобразных нигилистов, до краев наполненных интеллигентским дилетантством и бесполезным всезнайством, то вторых можно понять. Они собственно и рады бы в рай, да наши методические грехи не пускают...
Здесь нам необходимо сделать небольшое «историческое отступление».
Год почти в комсомоле говорят о теории. И не только говорят. Кое - что сделали. Весной этого года прогремела по союзу слава об университетах, семинарах опыта, «идейных двухнедельниках», «теоретических утренниках». Но прошло несколько месяцев. Отгремела слава, те, кому она была адресована, расписались в получении. И на этом, собственно, все кончилось. Что - то ничего не слышно сейчас об «идейных неделях»! И не слышно потому, что одна ранняя ласточка не делает весну. Нет. Мы говорим это, имея в виду то, что указанные методы и были такой неудачной ласточкой в нашей теоретической весне, которая еще придет. Они - все эти утренники, воскресники, двухнедельники (не хватает только «идейных контрольных цифр» и пятилетки!) - были, в сущности, пусть даже лихой, но все же партизанщиной на таком «поле брани», которое требует как раз обратного - методичности, спокойного напора и напористого спокойствия.
Это были своеобразные «малые формы» теоретической самодеятельности. Но они скоро стали не привлекать, а отпугивать. Они не стали началом большого потока, а сами превратились в немощные ручейки и быстро иссякли. Основная причина неудачи заключается в том, что отправной точкой им служила не живая, трепещущая действительность, а проблемы «вообще». Они шли не от частного к общему, что было бы наиболее правильным в данном случае, а наоборот - от общего к частному. Программа минимум, - вот что выпало из их поля зрения. Вся проблема была поставлена головой вниз, приходится сейчас вернуть ее в естественное состояние.
Могли ли в этих условиях такие формы открыть собой массовое движение? Нет, не могли. А раз так, то понятным должен нам казаться и финал.
Вот почему можно понять тех, кто не решается переступить порог храма «высокой материи», у кого теория связана с представлением о непреодолимом препятствии и кто предпочитает обойти это препятствие вместо того, чтобы ее взять приступом.
Конечно, эти объективные обстоятельства ни в какой степени не повышают субъективную ценность и такого «идейного нахлебника», не уменьшают его опасности, ибо он все же представляет собой отрицательный вес, большой накладной расход.
Борьба с этими малоценными субъективными качествами решается прежде всего на лесах великого социалистического строительства, на полях встающих гигантов, в схватках с коварным классовым врагом. Здесь, под шум моторов, идей, становящихся вещами, и... выстрелов, тяжелый молот фактов, живой действительности выкует крепость, напористость. Умения осмыслить эти факты, раскрыть их внутренний смысл, во - время оценить, какие качественные перемены, которые они - эти большие количества фактов - приносят с собой - это даст теория, вооруженность марксистским методом познания действительности. Но учить, понимать факты надо на фактах же. Только таким путем теория дойдет до миллионов, станет им понятной, превратится из обязанности в необходимость. Этот метод - от частного к общему - сам по себе научит применять и общие законы для объяснения частных явлений.
В таком диалектическом единстве заложено одно условие успеха, ибо результатом борьбы за теорию будет тогда не небыстрое восхождение на «высокие горы науки» немногих, а овладение теорией борьбы массами. Теория тогда станет подлинным двигателем нашей социалистической практики, перестанет быть самоцелью.
Мы не так давно были свидетелями того, как некоторые ничтоже сумнящиеся «теоретики» хотели доказать, что главное в новой системе - это мобилизация энтузиастов... балалайки, фото - аппарата и велосипеда! Нашлись, как известно, и толкователи теории о сомнении в верности политики партии. Правда, эти сомнительные - в прямом и переносном смысле - «теоретики» делячества и «левого» оппортунизма были осмеяны, их попытки развенчаны. Большую помощь при этом оказала старая партийная гвардия, которая не отдала и не отдаст молодое поколение большевизма в концессию правым и «левым» оппортунистам. Вот почему лозунг - ближе к Ленину, ближе к партии! - должен быть главным стимулом широкого движения за марксизм - ленинизм. Вне Ленина, вне большевистской идейной среды никакое теоретическое движение не мыслимо. В этом заключается второе и решающее условие успеха. Вся проблема теоретического обогащения облегчается тем, что нам доступны подлинные сокровищницы марксистской мудрости и марксистского опыта. Октябрьская революция, утвердившая материализм, как господствующую идеологию, обогатила нашу страну огромным количеством новых научных учреждений, изданий, создала тысячи и тысячи ученых.
«Теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его общем виде. Конечно, теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, точно так же, как и практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией» (Сталин). Есть ли у нас возможность пользоваться этим «опытом в его общем виде»? Есть! Все есть, не хватает только умения пользоваться этими богатствами.
Единственное, что было в свое время сделано в этом смысле, заключается в привлечении крупных специалистов для преподавания в Харьковском комсомольском университете. В остальных же городах и это не было сделано.
Пренебрежение к накопленному опыту, к трудностям, с которыми связано теоретическое движение, к силам, которые уже имеются - разве это не похоже на истинно рассейское «шапками закидаем»?
Вместо того, чтобы сократить сроки, сберечь энергию использованием уже имеющихся форм и методов, навыка, вместо того чтобы под новое дело подвести надежный фундамент, вместо всего этого у нас принялись за насаждение всяческих семинаров, кружков, групп... Кустарщина! Излишняя трата средств и сил! Но, как бы то ни было, мы проделали большой этап, и он не пройдет бесследно. Пусть даже его основным пороком была приверженность к кастовости. Мы это учтем. В борьбе за теорию мы втянем не сотни, а миллионы людей, ибо теоретическое движение в комсомоле будет массовым движением или его не будет совсем. А массовым оно будет тогда, когда между теорией и практикой не будет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.