Известно, что оригинальные конструкторские решения, новые технологии не по мановению волшебной палочки рождаются, большого труда требуют. Защищать их — тоже дело нелегкое, если учесть, что требования к новинкам ужесточились. На заводе заведено: велосипедов не изобретать, но и не мешкать с отстаиванием приоритета на изобретение. Ведь тут уже людьми руководит не местный интерес, а государственный.
Есть на НКМЗ конструкторы, внесшие в копилку пятилетки миллионы рублей. К примеру, внедрение изобретений заведующего сектором электропривода и автоматики П. С. Гринчука сэкономило предприятию 1,9 миллиона рублей. А только одно изменение конструкции роторного экскаватора ЭРШ-РД, предложенное изобретателем Владимиром Кихтенко, принесло заводу 1688 тысяч рублей экономии. К слову сказать, у изобретателя нашелся и сообразительный «соперник» — юный Костя Егошин, сын инженера отдела горнорудного оборудования. От отца Костя узнал, что экскаватор ЭШ-10/70А горняки хвалят, вот только конструкция его поворотной части, считают, малость недоработана... Как раз в это время Костя Егошин с ребятами из клуба юных техников колдовали над действующей моделью экскаватора. Вскоре сын огорошил родителей, заявив, что в кружке придумали, как улучшить конструкцию поворотного устройства. На полном серьезе. И действительно, Костя Егошин, его смекалистые друзья вместе с руководителем кружка В. П. Мартышовым и инженером В. И. Скубаевым создали модель усовершенствованного механизма поворота. Главный конструктор горнорудного оборудования похвалил кружковцев за их идею. Вскоре была подана заявка на это изобретение, а модель демонстрировалась на ВДНХ СССР.
Примечательно, что в кружках клуба юных техников ребята по настоящим производственным чертежам самостоятельно разрабатывают свои модели. Когда конструкторы НКМЗ создавали новый проект рудоразмольной мельницы, им потребовалась опытная модель. Проектировщики обратились к юным умельцам из КЮТа. Под началом инженера Г. Т. Нечепуренко ребята увлеченно взялись за дело. На действующей модели заводские инженеры проверили свои идеи, выявили слабые места конструкции, внесли поправки в проект. На НКМЗ немало инженерных династий, где подрастает уже третье поколение конструкторов. Им создавать технику 2000 года!
Сколько на НКМЗ молодых рационализаторов? На этот вопрос точного ответа не даст никто. Известно только, что за последние годы число комплексных творческих молодежных коллективов возросло в четыре раза. Разработки их не раз выходили победителями республиканских, всесоюзных конкурсов и выставок. Среди рационализаторов есть и свои чемпионы. К примеру, Сергей Амалицкий — конструктор отдела главного механика НКМЗ. На заводе он человек, можно сказать, новый, а успел многое. Четыре авторских свидетельства, 40 рацпредложений, 200 тысяч рублей экономии дало внедрение его идей.
Вот у кого воистину натура инженера! А стезя деятельности у Амалицкого не сказать чтобы выигрышная: механизация ремонтных работ. Новое изобретать куда увлекательней. А тут попробуй-ка затей ремонт махины-пресса, что в цехах стоит впритык с другими механизмами. Каждый лишний день ремонта для завода — убыток, и еще какой! Здесь только смекалка и выручает. Амалицкий, к примеру, однажды обратил внимание, как наращивают в мартене электроды с помощью кранов верхнего яруса. Печи стоят на стыке пролетов. Это создает большие неудобства, теряется время. Весь цех с ритма сбивается, когда идет эта возня с электродами. Но так повелось давно, и с этим мирились. Но Сергей — человек новый, его задело за живое. Он с товарищами и сконструировал кран с изменяющейся высотой подъема. Компактный, раздвижной, на телескопическом принципе. Новинка мартеновцам понравилась, прижилась... А авторы рацпредложения, само собой, получили причитающееся им денежное вознаграждение.
К слову, авторам изобретений и рацпредложений на НКМЗ выплачивается в год около 300 тысяч рублей. Цифра вроде внушительная. А если поделить ее на тысячу активистов ВОИР? Не густо... Собеседники мои на НКМЗ неспроста обращали внимание на эту, денежную, сторону дела. Достаточно ли мы стимулируем материально мысль инженера, конструктора? Едва ли много найдется положительно отвечающих на этот вопрос. К примеру, стропальщик средней руки на НКМЗ зарабатывает побольше среднего инженера. Поэтому для молодого специалиста со скромным его окладом участие в изобретательстве еще и единственный доступный приработок.
Между тем в последние годы наметилась тревожная тенденция: престиж профессии конструктора падает, в том числе и в Краматорске, где со времен первых пятилеток профессия создателя машин окружена ореолом.
Разработанные партией и правительством меры по ускорению научно-технического прогресса вселяют надежду, что уже в ближайшие годы произойдут сдвиги в общественной психологии и утраченный было престиж инженерного труда вновь заметно возрастет. На Новокраматорском машиностроительном стараются поддерживать гордость инженеров делом рук своих. Здесь стремятся разжечь огонек творчества в каждом, потому так возвышают в общественном мнении достижения молодых изобретателей и рабочих-рационализаторов, потому яблоку негде упасть в зале во время «аукциона»...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Автобиографии. Евгений Евстигнеев, народный артист СССР
Повесть
Этика поведения