Центральный комитет комсомола постановил разработать в комсомольских организациях минимум общекультурных знаний, обязательных для каждого комсомольца. Дело это новое и трудное. Что такое культминимум? Как его осуществить? Этому вопросу посвящена наша статья. Она, разумеется, не претендует на полноту и намечает лишь некоторые направления, по которым должно пойти повышение культурного уровня молодежи.
Редакция «Смены» провела недавно анкету среди молодых рабочих завода «Серп и молот». Был задан ряд вопросов: прочел ли ты «Мать» Горького, «Поднятую целину» Шолохова, «Былое и Думы» Герцена, «Красное и черное» Стендаля? Кто такой Леонардо да-Винчи? На какой высоте начинается стратосфера? Анкета интересовалась и географическими познаниями опрашиваемых, и посещаемостью театров, и многим другим.
Многие вопросы, как я следовало ожидать, остались без ответа. Но потом в заводскую библиотеку приходили ребята и спрашивали, имеются ли Герцен и Стендаль, нет ли чего-нибудь насчет стратосферы, что почитать относительно Леонардо да-Винчи. Так анкетный лист превратился в некую кустарную, черновую «программу» культминимума. Подробней об этом в предыдущем номере «Смены» рассказано Мих. Гольдбергом.
Из года в год рабочая и колхозная молодежь все более организованно и планово штурмует высоты науки и культуры.
Давно ли был провозглашен лозунг «Каждому комсомольцу - среднее образование»? Сейчас он конкретизирован и является уже не призывом, a конкретным обязательством, выполнение которого требуется от каждого комсомольца.
Сейчас в отдельных комсомольских организациях разрабатывают культминимум. Это делается согласно решению пленума ЦК. Что же такое культ - минимум? Как его осуществить? Как лучше и успешней провести его в жизнь?
Первый вопрос - о сроках.
Возьмем из лежащей перед нами кипы три анкеты. Рыбина, 1912 года рождения, полировщица 3 - го разряда, окончила 4 группы. Федоров, 1911 года рождения, тянульщик 6 - го разряда, окончил 6 групп. Анкудинов, 1914 года рождения, вальцовщик 6 - го разряда, окончил семилетку. Все они комсомольцы и работают на одном заводе. Ясно, что сроки для овладения средним образованием потребуются для них разные и что для Рыбиной он будет гораздо больше нежели для Анкудинова. Нам кажется, что для комсомольцев, окончивших семилетку, сдачу культминимума можно осуществить уже в ближайшее время. Это не будет, разумеется, исчерпывающим ответом комсомольца на все предъявляемые к нему требования. Правильней, пожалуй, будет говорить о начале, о первом этапе большой, серьезной и длительной работы.
Практика, несомненно, подскажет наилучшие, наиболее «доходчивые» и совершенные формы овладения общекультурными знаниями и навыками. Предложения, которые мы вносим этой статьей на обсуждение, намечают, понятно, лишь один из возможных вариантов, подлежащий дальнейшей разработке и проверке.
Вопрос: «Кто такой Дарвин?» Ответ: «Ученый - биолог». Ответ по существу правилен, по форме безграмотен. Ответил электроустановщик 4 - го разряда, комсомолец, обладающий средним образованием.
Грамотно заполнить анкету, грамотно составить объявление, грамотно, без орфографических ошибок, без «биологов» написать письмо - это одно из основных умений, освоение которого обязательно для каждого сдающего культминимум.
Иногда, когда просматриваешь протоколы, изготовляемые в чрезмерно большом количестве нашими активистами, невольно приходит на ум: а что получилось бы, если бы авторам этих документов дать диктовку?
Диктант - самый простой, самый доступный и самый наглядный способ установить грамотность человека. И мы считаем совершенно необходимым, чтобы диктант был включен в программу сдачи культминимума.
Может возникнуть вопрос, как правильней диктант этот организовать. Предлагать ли каждому товарищу в отдельности написать несколько фраз на доске, диктовать ли сразу целой группе? Испробовать можно, конечно, оба метода. Достоинство первого из них - в его большей общественной гласности. Но это одновременно может быть и недостатком: возможно, некоторые ребята будут смущены «слишком торжественной» обстановкой. Тут как и в любом деле важней всего избежать шаблона.
Но мало быть азбучно грамотным: культурный человек, культурный строитель социалистического общества, общества, построенного на научных основаниях, должен уметь работать с книгой. В наркомпросовских программах по русскому языку для 7-го года обучения в числе прочего значится: «Навыки составления тезисов прочитанного». Почему бы в порядке культминимума не взять небольшую - непременно, небольшую! - статью и не предложить ее проконспектировать? Таким путем будут выявлены заодно и синтаксические знания и уменье разбираться по существу в прочитанном материале.
Восемнадцатилетний слесарь Журавлев, окончивший недавно семилетку, читал «Онегина» и «Мертвые души». Но «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир», «Дело Артамоновых» до него покамест еще «не дошли». Автора «Горе от ума» он не знает даже по фамилии. А знакомство с этими книгами так же входит в умственный инвентарь культурного человека, как и знакомство с теорией Дарвина и общее понятие о возникновении солнечной системы.
Библиотекари отмечают, что за последние годы у молодежи резко повысился интерес к классикам. Закрепить этот интерес необходимо всячески: и вывешиванием рекомендательных списков, и устройством специальных вечеров, и повседневной кропотливой работой с читателем. Но, помимо всего этого, ознакомление с наиболее выдающимися образцами русской (а частично и иностранной) классической литературы надо также включить в культминимум.
Конечно, список книг, входящих в минимум, особо раздувать ни к чему: вряд ли нужно, чтобы он содержал больше десятка - двух названий. И необязательно, чтобы в него непременно вошли названные выше книги: в первую голову придется считаться с состоянием местной библиотеки. Но необходимо, чтобы Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький были освоены нашей молодежью.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.