Мы освоим культуру

Г Лен| опубликовано в номере №257, май 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Центральный комитет комсомола постановил разработать в комсомольских организациях минимум общекультурных знаний, обязательных для каждого комсомольца. Дело это новое и трудное. Что такое культминимум? Как его осуществить? Этому вопросу посвящена наша статья. Она, разумеется, не претендует на полноту и намечает лишь некоторые направления, по которым должно пойти повышение культурного уровня молодежи.

I

Редакция «Смены» провела недавно анкету среди молодых рабочих завода «Серп и молот». Был задан ряд вопросов: прочел ли ты «Мать» Горького, «Поднятую целину» Шолохова, «Былое и Думы» Герцена, «Красное и черное» Стендаля? Кто такой Леонардо да-Винчи? На какой высоте начинается стратосфера? Анкета интересовалась и географическими познаниями опрашиваемых, и посещаемостью театров, и многим другим.

Многие вопросы, как я следовало ожидать, остались без ответа. Но потом в заводскую библиотеку приходили ребята и спрашивали, имеются ли Герцен и Стендаль, нет ли чего-нибудь насчет стратосферы, что почитать относительно Леонардо да-Винчи. Так анкетный лист превратился в некую кустарную, черновую «программу» культминимума. Подробней об этом в предыдущем номере «Смены» рассказано Мих. Гольдбергом.

Из года в год рабочая и колхозная молодежь все более организованно и планово штурмует высоты науки и культуры.

Давно ли был провозглашен лозунг «Каждому комсомольцу - среднее образование»? Сейчас он конкретизирован и является уже не призывом, a конкретным обязательством, выполнение которого требуется от каждого комсомольца.

Сейчас в отдельных комсомольских организациях разрабатывают культминимум. Это делается согласно решению пленума ЦК. Что же такое культ - минимум? Как его осуществить? Как лучше и успешней провести его в жизнь?

Первый вопрос - о сроках.

Возьмем из лежащей перед нами кипы три анкеты. Рыбина, 1912 года рождения, полировщица 3 - го разряда, окончила 4 группы. Федоров, 1911 года рождения, тянульщик 6 - го разряда, окончил 6 групп. Анкудинов, 1914 года рождения, вальцовщик 6 - го разряда, окончил семилетку. Все они комсомольцы и работают на одном заводе. Ясно, что сроки для овладения средним образованием потребуются для них разные и что для Рыбиной он будет гораздо больше нежели для Анкудинова. Нам кажется, что для комсомольцев, окончивших семилетку, сдачу культминимума можно осуществить уже в ближайшее время. Это не будет, разумеется, исчерпывающим ответом комсомольца на все предъявляемые к нему требования. Правильней, пожалуй, будет говорить о начале, о первом этапе большой, серьезной и длительной работы.

Практика, несомненно, подскажет наилучшие, наиболее «доходчивые» и совершенные формы овладения общекультурными знаниями и навыками. Предложения, которые мы вносим этой статьей на обсуждение, намечают, понятно, лишь один из возможных вариантов, подлежащий дальнейшей разработке и проверке.

II

Вопрос: «Кто такой Дарвин?» Ответ: «Ученый - биолог». Ответ по существу правилен, по форме безграмотен. Ответил электроустановщик 4 - го разряда, комсомолец, обладающий средним образованием.

Грамотно заполнить анкету, грамотно составить объявление, грамотно, без орфографических ошибок, без «биологов» написать письмо - это одно из основных умений, освоение которого обязательно для каждого сдающего культминимум.

Иногда, когда просматриваешь протоколы, изготовляемые в чрезмерно большом количестве нашими активистами, невольно приходит на ум: а что получилось бы, если бы авторам этих документов дать диктовку?

Диктант - самый простой, самый доступный и самый наглядный способ установить грамотность человека. И мы считаем совершенно необходимым, чтобы диктант был включен в программу сдачи культминимума.

Может возникнуть вопрос, как правильней диктант этот организовать. Предлагать ли каждому товарищу в отдельности написать несколько фраз на доске, диктовать ли сразу целой группе? Испробовать можно, конечно, оба метода. Достоинство первого из них - в его большей общественной гласности. Но это одновременно может быть и недостатком: возможно, некоторые ребята будут смущены «слишком торжественной» обстановкой. Тут как и в любом деле важней всего избежать шаблона.

Но мало быть азбучно грамотным: культурный человек, культурный строитель социалистического общества, общества, построенного на научных основаниях, должен уметь работать с книгой. В наркомпросовских программах по русскому языку для 7-го года обучения в числе прочего значится: «Навыки составления тезисов прочитанного». Почему бы в порядке культминимума не взять небольшую - непременно, небольшую! - статью и не предложить ее проконспектировать? Таким путем будут выявлены заодно и синтаксические знания и уменье разбираться по существу в прочитанном материале.

Восемнадцатилетний слесарь Журавлев, окончивший недавно семилетку, читал «Онегина» и «Мертвые души». Но «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир», «Дело Артамоновых» до него покамест еще «не дошли». Автора «Горе от ума» он не знает даже по фамилии. А знакомство с этими книгами так же входит в умственный инвентарь культурного человека, как и знакомство с теорией Дарвина и общее понятие о возникновении солнечной системы.

Библиотекари отмечают, что за последние годы у молодежи резко повысился интерес к классикам. Закрепить этот интерес необходимо всячески: и вывешиванием рекомендательных списков, и устройством специальных вечеров, и повседневной кропотливой работой с читателем. Но, помимо всего этого, ознакомление с наиболее выдающимися образцами русской (а частично и иностранной) классической литературы надо также включить в культминимум.

Конечно, список книг, входящих в минимум, особо раздувать ни к чему: вряд ли нужно, чтобы он содержал больше десятка - двух названий. И необязательно, чтобы в него непременно вошли названные выше книги: в первую голову придется считаться с состоянием местной библиотеки. Но необходимо, чтобы Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький были освоены нашей молодежью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены