Музы гражданственности

Юрий Сажнев| опубликовано в номере №1243, март 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Часто задумываюсь: какой реальный вклад может внести творческая молодежь, в особенности литературная, в текущую пятилетку? Ведь не составишь планы реализации художественных замыслов, и вовсе уж смешно определять показатели производительности труда молодых поэтов и прозаиков. Но все же, уверен, есть очень важные показатели участия молодых талантов в свершениях Родины. «Пятилетке эффективности и качества – энтузиазм и творчество молодых» – провозгласили комсомольцы, и девиз этот имеет глубочайший смысл для творческой молодежи страны. Энтузиазм – в деятельном труде, активной учебе, самосовершенствовании; творчество – в созидательном, гражданском отношении к делу, к жизни.

Возвышенные чувства, нравственную чистоту – все это отрадно видеть в произведениях молодых, приятно понимать, что с первых шагов в своем творчестве они становятся участниками воспитания этих важнейших качеств в человеке нашего светлого, яркого будущего. Но, к сожалению, часто еще у молодых писателей встречается герой, неспособный реализовать нравственные приобретения, проявить свою жизненную позицию активно. А ведь в этом именно и есть эффективность и качество творчества молодых художников слова.

Комсомол всегда помогал партии воспитывать в молодых литераторах высокую идейную требовательность к творчеству, настойчивость в совершенствовании мастерства, целеустремленность в овладении жизненным материалом. Многим молодым, а сейчас известным прозаикам и поэтам, именно комсомольская работа предоставила этот бесценный материал, она стала их школой жизни.

Уроженец села Новокусково Асиновского района Томской области, Георгий Марков начинал свой путь в большую литературу с комсомольской работы – сначала в сельском райкоме, затем в горкоме и окружкоме ВЛКСМ. В дни празднования сороковой годовщины Ленинского комсомола писатель обратился к своим землякам со страниц областной газеты «Красное знамя» с таким признанием: «Я вспоминаю, об этом времени с восторгом и неизменной благодарностью. Окруженный вниманием и заботой многих товарищей по комсомолу, я прошел вместе с ними, вместе со всем комсомолом замечательную школу жизни. Без этой школы я никогда не стал бы коммунистом, не стал бы советским писателем... Я шлю Томской комсомольской организации сердечное спасибо за все, что она дала мне в невозвратную пору юности».

Недавно в Новокускове распахнулись просторные залы библиотеки, на строительство которой Г. М. Марков передал свою Ленинскую премию. В особом фонде размещены здесь полторы тысячи книг из личного собрания Георгия Мокеевича с дарственными надписями ведущих писателей нашей многонациональной Родины.

Библиотека в Новокускове – своеобразная летопись нашего времени, летопись Сибири. Но это и летопись томской комсомолии, лаборатория, помогающая областному комитету ВЛКСМ направлять деятельность начинающих писателей, художников, композиторов, артистов в свете постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью». Потому что опыт Маркова ценен прежде всего неразрывным единством слова и дела, жизни и творчества, служением не просто музам, но музам партийности и

гражданственности. Только тот, кто сам прошел путь непосредственной работы с массами, сможет ярко и убедительно воздействовать на читателей своими произведениями.

Радостно, что примеру нашего старшего товарища, земляка, стараются следовать не только томские писатели, но представители других творческих союзов города и области. Конкретное тому подтверждение – серия документально-художественных книг «Стрежевой», «Трудный колос», «Таежная новь» – о нефтяниках Приобья, тружениках сельского хозяйства и лесной промышленности. Ушла в набор коллективная книга «Любимый город», приуроченная к 365-летию Томска, готовятся сборники о молодежи Всесоюзных ударных строек области, о томских ученых... В создании всех этих книг вместе с профессиональными литераторами и художниками, в большинстве своем прошедшими школу комсомольской работы, широко участвуют начинающие литераторы, журналисты, фотокорреспонденты – тот самый актив молодой творческой смены, с которым мы повседневно работаем.

Назову основных создателей серии. Нелегкий труд составителя, а также одного из авторов взял на себя Владимир Колыхалов, лауреат премии имени Николая Островского. Первые выпуски отредактировали, подготовили для них свои стихи и очерки лауреат премии Томского обкома ВЛКСМ Сергей Заплавный и поэт Станислав Федотов. В числе постоянных участников серии – Эдуард Бурмакин, Тамара Каленова, Вениамин-Колыхалов – также, кстати, лауреат премии имени Н. Островского, – и другие авторы. Все они связаны творческой судьбой с издательствами, удостоенными премии Ленинского комсомола за выпуск молодежных библиотек прозы и поэзии, – Западно-Сибирским и «Молодая гвардия».

В работе над произведениями о тружениках области наглядно показали свои творческие установки не только профессиональные писатели Томска, но и начинающие литераторы – Александр Казанцев, Валерий Сердюк, Сергей Яковлев. И мне кажется важным подчеркнуть, что общественная активность их творчества не осталась незамеченной, неоцененной: издательство «Молодая гвардия» в серии «Молодые голоса» выпустило первую поэтическую книжку Казанцева «Стиранные вьюгами поля»; журналы «Молодая гвардия», «Смена», альманах «Поэзия» и другие издания опубликовали стихи его товарищей. Найти, заметить, познакомить с массовым читателем граждански зрелого молодого художника слова – это, безусловно, необходимый вид шефства центральных молодежных изданий над начинающими литераторами.

В народе бытует примета: «Чем обильнее роса, тем жарче завтрашний день». Так хочется перефразировать: «Чем больше труд и хорошая усталость от него, тем больше и качественней отдача».

Вспомнилась примета потому, что убежден: шефство, наставничество красно не намерениями, а делами. И в этом отношении творческой молодежи области определенно повезло.

В 1970 году издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» взяло шефство над Всесоюзными ударными комсомольскими стройками Томского Приобья. С тех пор в рамках Недели молодежной книги на заводах и стройках, в вузах и на животноводческих комплексах, у нефтедобытчиков и геологов области побывало девять писательских бригад, в состав которых входили известные советские поэты и прозаики – С. Антонов, В. Цыбин, Н. Старшинов, В. Костров, В. Кузнецов, В. Гордейчев и другие. Томичи получил возможность познакомиться с авторами полюбивши) ся произведений, встретились с настоящим, я 6i сказал, созидающим искусством.

Новыми впечатлениями обогатились и наши гостк Но встречи эти имели и другие важные для на последствия. Совместно с коллективом «Молодо! гвардии» мы провели два областных совещани: начинающих литераторов. В результате появилис новые, более зрелые произведения Сергея Алексеева, Михаила Андреева, Николая Конусова, Виктора Старостина, Александра Рубана и других автороЕ Десять томских начинающих литераторов только а последние годы приняли участие в зональном Всесоюзном совещании молодых писателей.

Многие молодые литераторы Томска занимаются кружках и объединениях, которыми руководят профессиональные писатели. По творческим командировкам обкома ВЛКСМ нередко выезжают они на ударные комсомольские стройки, к бойцам студенче ских строительных отрядов. Недавно вернулись с нефтяного севера Сергей Яковлев и Светлана Борзунова. Они Привезли с собой блокноты с черновым! набросками будущих произведений, а главное – удивление и радость от встреч с людьми, открывающим! для страны богатства Сибири. Можно не сомневаться что впечатления от этой поездки оставят глубоки! след в их душах, будут вновь и вновь звать в дорогу воспитывать не созерцательный, а бойцовский характер.

Всемерно стремимся мы привлечь творчески одаренных людей к созданию программ художественно! самодеятельности, к участию в работе молодежны) редакций радио и телевидения, областной комсомольской газеты «Молодой ленинец». Для большинства пишущих именно это сотрудничество может v должно оказаться решающим, определить поиск собственного пути и голоса.

«Печальна участь тех, – справедливо указывал Николай Островский, – кто отрывается от коллектива возомнив себя сверхгением или непризнанным талан том. Коллектив всегда поднимет человека и поставит его крепко на ноги».

Именно на коллектив опираемся мы в своей работе на содружество представителей различных поколений творческой интеллигенции, на тесную связь между молодыми писателями, художниками, композиторами, артистами и рабочей молодежью.

При Томском горкоме ВЛКСМ создан и успешно работает внештатный отдел культуры. Не реже раза Е месяц проводятся здесь дни комсорга. На них рассматриваются итоги проделанной работы, ставятся задачи, которые предстоит решать комсомольцам творческих организаций. На одном из таких дней, например, был поддержан почин молодежи Томскогс драматического театра, решившего дать внеплановый спектакль в, пользу Бакчарской школы-интерната. На другом дне было выдвинуто предложение пригласить комсомольский актив города в мастерские молодых художников В. Пославского, Н. Белянова, Л. Поповой и других, обсудить произведения В. Лапина и М. Стороженко, вернувшихся с трассы газопровода Нижневартовск – Томск – Кузбасс. На третьем – намечена встреча художников и артистов в выставочных залах, а затем в стенах драматического театра.

Члены молодежной секции Томского отделения Союза художников РСФСР ведут занятия в вечерней художественной студии, которая насчитывает около двухсот слушателей. Многие из преподавателей этой необычной школы участвовали в республиканской выставке «Молодость России» и во Всесоюзной – «Молодость страны». Молодые актеры руководят самодеятельными студиями и театрами в вузах и рабочих коллективах областного центра.. Все это – естественное продолжение их творческого труда.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Силуэты

Кольцов