Мужской разговор

Валерий Дашевский| опубликовано в номере №1405, декабрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Слесарный участок оборудован очень примитивно. Нет нужного рабочего комфорта. Ни ящика для инструмента, ни места для материала. Не соблюдаются обычные нормы техники безопасности. Там висит много таблиц. Но у фрезерных станков нет защитных экранов, на столах нет защитной сетки, работающие находятся очень близко друг от друга. Хорошо оборудован токарный цех, различные станки с масляным и водяным охлаждением, рабочие места очень удобны.

Рассказ о работе был, правда, несколько неправдоподобен. Рассказывали, в частности, об интересной работе фрезеровщика. Говорили о том, что он делает различные интересные детали. Я думаю, что нужно говорить так, как оно есть. Кого интересует эта профессия, тот пойдет учиться, а потом работать. Невозможно дать веем желаемую работу. Если на станках делать различные детали, день — одни, день — другие, то рабочие будут работать вхолостую и с.браком, ведь, чтобы делать непривычные детали, нужен навык. Проще было сказать о том, что необходимо и что ожидает ребят, это, по крайней мере, пойдет на пользу. Потом материальный стимул. 330 рублей ведь получают отнюдь не все, что и понятно. Нужны стаж, квалификация. Зачем же называть призрачную цифру для начала, за которым будут разочарования?»

Показательное сочинение. Впечатления восьмиклассника, несомненно, поверхностны. Подход, может быть, излишне критичен. Однако дает пищу для размышлений о пользе подобных посещений...

Сегодня можно усмотреть определенные тенденции в совместной работе школ и базовых предприятий. Как правило, завод или фабрика не являются инициаторами новых форм работы. Отсутствует централизация: средства, оборудование, заказы нередко поступают от разных предприятий. Наконец, заказы на какую-то продукцию не подразумевают ни квалификации, ни заинтересованности учащихся и лишь отчасти соответствуют школьной программе. Какая форма отношений может быть по-настоящему перспективной?

На мой взгляд, одним из решений вышеприведенных и других проблем являются УПК — учебно-производственные комбинаты. Так, например, в УПК Дзержинского района проходят обучение 2200 учащихся из 25 школ; на выбор предлагаются 17 профессий — фрезеровщики, токари, слесари, шоферы, телефонистки, медсестры, повара, продавцы и т. д. Здесь полностью налажены контакты с базовыми предприятиями района — трестами и комбинатами, заводами и НИИ; наконец, решена проблема централизованного учета и распределения заказов от базовых предприятий.

Мой собеседник — Валентина Ивановна Дроботько, заведующая Дзержинским роно.

— Какими соображениями вы руководствовались при создании УПК?

— Практическими. Решать при школах проблемы производственного обучения в масштабах, в каких они решаются при УПК, и трудно, и нецелесообразно. К моменту создания нашего УПК решения о базовых предприятиях попросту не существовало. Но даже и теперь у базовых предприятий еще нет достаточной практики приобщения школы к производственному процессу. Прежде всего, мы учитывали спрос на профессии. Например, в нашем районе и больницы, и поликлиники, и Институт неотложной хирургии, и родильные дома — и везде требуются медсестры. Мы открываем соответствующее отделение при УПК. Базовое предприятие — Дом ребенка. Телефонистки? Почтальоны? То же самое! Теперь телефонисты просят наших ребят на рабочие места. Вот это в моем понимании настоящий производительный труд. Причем труд, ориентированный на потребности и специфику района.

— Что вы называете спецификой района?

— В нашем районе сконцентрированы НИИ разного профиля, учебные институты. Образовательный уровень очень высок: почти девяносто процентов работающих в районе — ученые, инженеры, врачи. Ежегодно у нас поступают в вузы шестьдесят семь процентов выпускников! Такова одна сторона вопроса. Другая: я знаю профили предприятий района и должна поставить дело так, чтобы УПК готовил конкретного ученика на конкретное рабочее место. Мы обязаны дать предприятиям тридцать пять процентов выпускников. И, наконец, нам приходится изыскивать новые стимулы для предлагаемых профессий, а в нашем положении это чрезвычайно трудно. Вот мы готовим медсестер, но при поступлении в мединститут они не имеют никаких преимуществ! А ведь родители рассуждают просто: бесперспективная профессия не нужна.

— А ребята из УПК делают только простейшие работы?

— Если я скажу, что совместно с заводом они выполняли заказ на детали, вам понадобятся другие примеры? Мы гордимся, что на нашем УПК самое современное оборудование.

— Есть ли базовые предприятия, которые по собственной инициативе помогают вам?

— Завод точного медицинского приборостроения. Директор — товарищ Задорный, Член райкома партии. Сам пошел к министру, дал ребятам шестьдесят рабочих мест на своем предприятии. Теперь у него проходят практику ученики шести школ нашего района. Работают в неурочное время, по субботам, настоящий производительный труд. Товарищ Хохлов, директор авиазавода, отдельное подразделение при УПК открыл: цех, оборудование и еще рабочие места у себя на заводе выделил!

— Значит, вы считаете, что УПК — оптимальное решение проблем производственного обучения?

— Сегодня — да. В принципе настоящий производительный труд можно внедрить и на базе школы — так, в школе № 89 шьют рубашки со Знаком качества, но это четкая специализация, профиль, а речь идет о возможностях выбора профессии. Кроме того, мы предвидим и другую крайность: допустим, базовое предприятие в рабочем порядке дает школе часть своего плана — тысячи единиц продукции. Выполнение задания, естественно, полностью подменит процесс трудового воспитания и в конечном счете сведется к специализации более узкой, чем та, которую предлагает любое отделение УПК. Наконец, при УПК мы можем исходить из потребностей района, учитывать спрос, распределять заказы, то есть добиться централизации, как в масштабе района, так и в масштабе города. Мы уже пришли к этому.

Впрочем, приемлемы и другие творческие формы. Пожалуйста, авиазавод отдает школам на июнь — июль два цеха, где делают коляски, ширпотреб. Вероятно, в плане трудового обучения эта срорма перспективней летних лагерей. Лагерь лагерю тоже рознь — вот при совхозе «Гвоздика» мы создали молодежный лагерь труда и отдыха. Директор — комсомолец, ребята — полные хозяева, минимальный контроль с нашей стороны и блестящие результаты. Представьте, они там создали животноводческую бригаду из наших городских ребят!

— Иначе говоря, формы трудового обучения могут быть разными. Специфика района и контингент учеников — факторы второстепенные?

— В известной мере да. Видите ли, происходят качественные перемены, значение которых мы можем оценить уже сегодня. Отношения школы и производства наполняются новым смыслом, новым содержанием. Отныне школа не обособленный подготовительный этап, после которого начинается, например, процесс переоценки ценностей, последующее осмысление жизни, и ориентация в ней. Благодаря реформе школа, наконец, стала органичной частью действительности, формирующей личность, а педагог, преподаватель труда — фигурами общественными, в большей степени, чем прежде. И это, повторяю, перемены качественные, для которых мы ищем новые формы, создаем новые отношения, определяемые такими понятиями, как труд, творчество, будущее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Обнаженная правда войны

К 70-летию со дня рождения К.М. Симонова

Транспортируем …солнце

Наука — техника — прогресс

Перезвоны

Клуб «Музыка с тобой»