Муж и жена

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1348, июль 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прочитав множество писем, подобных тому, что-процитировано выше, я стал обращать внимание на читающих пассажиров московского метро. Если ехать не в час пик, когда подавляющему большинству пассажиров не до чтения, то обычно читателей в вагонах немало. Легко видеть, что женщины читают преимущественно книги и толстые журналы, а мужчины – газеты, причем обычно – последнюю страницу, то есть спортивные новости. Надо ли разъяснять, что это не только разнонаправленные, но и весьма различные по уровню интересы!

Перейдем от поверхностных личных наблюдений к статистике. Так как статистики духовной культуры, разумеется, не существует, обратимся к некоторым ее заменителям. Существует тесная связь между уровнем духовной культуры и уровнем образования. Сразу же признаем, что в отдельных конкретных случаях бывают высококультурные люди с невысоким формальным образованием и, наоборот, некультурные – с высшим образованием.

Так вот, уже к 1970 году молодые женщины, которые в прошлом всегда сильно уступали своим сверстникам в уровне образования, очень сильно обошли последних. В возрасте от 20 до 30 лет образовательные преимущества женщин были столь велики, что мужчины этого возраста уже не могли догнать своих сверстниц. Теперь значительные преимущества женщины в формальном уровне образования распространились на людей примерно до 40 лет.

Формальные данные, конечно, не точно отражают фактическое положение дел этой области. Хорошо известно, что девочки в среднем учатся лучше мальчиков. Поэтому в старших классах средней школы девочки численно преобладают, ибо школы стараются направить в ПТУ менее успевающих учеников. И хотя сейчас практически все молодые люди получают среднее образование, те и другие стартуют в дальнейшую жизнь с различным багажом знаний.

Отметим далее, что девочки более склонны к гуманитарным знаниям, в то время как мальчики – к техническим.

Заметим, наконец, что из каждых десяти специалистов народного хозяйства (то есть работников с дипломами высших и средних специальных учебных заведений) шестеро женщины и только четверо – мужчины; и это, кстати, при том, что мужчины работают до пенсии в среднем примерно на пять лет больше женщин. Меняется и состав студентов вузов и техникумов – доля женщин все повышается, значит, преобладание женщин среди специалистов будет возрастать,

Все это приводит к тому, что молодые женщины в среднем существенно образованнее своих мужей. У нас много семей, где у жены – высшее образование, а у мужа – среднее специальное или среднее общее; у жены – среднее, у мужа – неполное среднее. Обратное соотношение – когда муж образованнее жены – встречается куда реже. Статистика свидетельствует, что Советский Союз – единственная в мире страна, где молодые женщины образованнее своих сверстников, где стремление к повышению образования у женщин больше, чем у мужчин, где женщины преобладают среди специалистов, где жены образованнее мужей.

В 1978 году научные работники СССР, ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии и Болгарии провели большое обследование молодых рабочих и служащих – в возрасте до 30 лет – по единым программе, методике и анкете. Оно показало, что только в СССР молодые работающие женщины образованнее своих работающих сверстников, только у нас работающие женщины более ориентированы на дальнейшее образование, нежели мужчины. Так, согласно обследованию, у нас хотели бы продолжить образование 63 процента работающих мужчин и 69 процентов женщин, в то время как в Венгрии, где анализ выявил наиболее низкие показатели, из каждой сотни мужчин дальше хотели бы учиться 50, а из сотни женщин – 44 процента опрошенных.

Данное явление – одно из естественных социальных достижений нашего общества. Однако культурные преимущества женщин (или, другими словами, культурное отставание мужчин) создает одновременно дополнительные внутрисемейные трудности, дополнительные межличностные напряжения. Традиционное стремление мужчины к главенству в семье часто уже не подкрепляется ни образовательными, ни должностными, ни экономическими его преимуществами, как это было раньше. Часть мужей на утерянное лидерство реагирует болезненно, стремится сохранить традиционное главенство мужчины в семье «силовыми» методами, с чем современная образованная, квалифицированная, материально и духовно независимая, самостоятельная женщина мириться не может.

Мне уже не раз приходилось писать о том, что современные молодые городские жены стремятся к полному фактическому равенству в семье. Вот передо мной письмо молодой москвички, посвященное именно этому вопросу. Она, в частности, пишет:

«Женщина не равна в браке. В силу старых представлений она одна несет тяжкое бремя семейных забот. А в силу новых жизненных условий работает на производстве, причем нередко интенсивнее, чем мужчина. Женщина или смиряется, затаив надежду на перевоспитание мужа, или разводится. Но есть еще выход – создание таких представлений в сознании мужчин, когда в семье вся домашняя работа делится поровну.

Стиль взаимоотношений между супругами лучше всего такой, когда работа по дому не делится на «мужскую» (это когда нужно в стенку вбить гвоздь) и «женскую» (а это все остальное)».

В семьях более образованных и квалифицированных супругов домашние дела распределяются более равномерно, чем у менее образованных, однако в целом пока тоже далеко не поровну. Несомненно, что рост образования и культуры – особенно у мужей – важный путь к равенству супругов в семье.

Вернемся, однако, к собственно культуре, которая все же не сводится только к образованию. Вот пример, связанный с различием представлений о жизни «городской» и «сельской» личности.

Если горожанин женится на сельской девушке, то разногласий по поводу распределения домашних дел между ними не будет, по крайней мере до тех пор, пока бывшая сельская девушка не адаптируется в городе и не воспримет городские понятия и образцы поведения. Если же, наоборот, горожанка выйдет замуж за сельского человека, то конфликты по этому поводу начнутся немедленно.

Это, понятно, лишь один и наиболее простой аспект.

Вероятно, лучший для брака и семейной жизни вариант, когда личности во многом подобны и в какой-то мере друг друга дополняют. Если основные жизненные понятия, вкусы, привычки, стереотипы поведения одинаковы или близки, если на определенные события данные люди реагируют одинаково, если нравятся одни и те же писатели, одна и та же музыка, одни и те же формы проведения досуга, если к тому же определенные крайности поведения одной личности смягчаются или нейтрализуются поступками другой, то скорее всего (разумеется, при прочих равных условиях) брак будет успешен, семейная жизнь удастся.

Приведу выдержки еще из одного письма – счастливой молодой жены.

«Мне 21 год. Вышла замуж два года назад, когда была студенткой третьего курса отделения психологии Саратовского университета. Муж мой в то время оканчивал Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище.

Мы счастливы. В чем секрет нашего счастья? Попробую проанализировать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены