в комнате было пусто, гулко и просторно, но ненадолго. Вскоре те же друзья, покряхтывая, вносили в комнату новую мебель...
Люди в цехе разные. Разные у них жизненные пути, разные судьбы...
Толя Красавин «коллективе самый младший. Многих он зовет: «Дядя Ваня», «Дядя Саша», - но работает - любо - дорого смотреть.
Страсть к железной дороге, к паровозам родилась у него в детстве. Может быть, потому, что вырос он в домике, который стоял возле окружной дороги. Когда Анатолий учился в пятом классе, он пришел однажды на один из московских вокзалов и предложил свои услуги... в качестве машиниста. Тот, к кому обратился мальчик, отнесся к его просьбе серьезно. Он связался со школой, о чем - то долго разговаривал, а потом направил просителя на детскую железную дорогу.
Там Анатолий Красавин стал помощником машиниста. А летом этого года он появился в нашем депо. Анатолия направили сюда для изучения ремонта тепловозов.
Все, что он видел, он впитывал в себя, как губка. Рабочие полюбили этого любознательного паренька; полюбил и он своих учителей. Но после экзаменов и получения квалификации слесаря - тепловозника четвертого разряда пришлось с депо расстаться. Из цеха Толя уходил грустным. Детская дорога теперь казалась ему игрушкой.
Через полмесяца Толя снова явился в депо и заявил:
- Принимайте меня на работу! Его отговаривали:
- Зря бросаешь школу, кончай восьмой класс!
Но Толя стоял на своем:
- Хочу работать! А школа не уйдет. Вы-то все учитесь...
Так без единого дня ученического стажа в цехе появился новый слесарь.
Совсем иначе сложилась жизнь у Саши Рапопорта и Валентина Добычина. Один из них окончил железнодорожный техникум, а второй - Московский институт инженеров транспорта.
Саша отлично изучил электрооборудование тепловоза, работает сейчас с высоковольтной аппаратурой и готовится основательно изучить дизель. А уж потом, говорит он, можно и командовать.
Так же считает и Валентин Добычин. Он, между прочим, не раз говорил, что имеет серьезные претензии к вузу, который его выпустил. Двухмесячная практика по ремонту и эксплуатации тепловозов, организованная институтом по программе, была, оказывается, не более чем экскурсией.
- Разве смогу я руководить, не понюхав производства! - заявил он в отделе кадров депо, куда был направлен по распределению. - Прошу временно назначить меня слесарем.
Учиться пришлось у рабочих. Мастер Станилевич однажды послал Валентина снять реле давления масла. Вместо реле Добычин едва не снял блок магнето. Анатолий Лисицкий, сосед Валентина, деликатно поправил: реле,
дескать, не там, вот оно... Валентин начал разъединять провода, а Лисицкий снова тут как тут: не там разъединяешь, надо крышку открыть и отвинтить гайки, закрепляющие провода. Инженер послушно выполнял советы.
Так было первые дни. Валентин успешно овладел ремонтом тепловоза, а затем решил научиться водить локомотив. Руководители депо пошли навстречу инженеру. Хотите водить? Не возражаем. Учитесь, только бы на пользу...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Письмо из США