VI Всемирный
Мой сын Николай в этом году окончил десятилетку. Недавно спросил меня: «Папа, а что для тебя было самым интересным на Московском фестивале в 1957 году?»
Простой, казалось бы, вопрос. Мы говорили целый вечер, но, мне кажется, я не успел выложить и десятой части своих воспоминаний. Да и как выразить словами то, что нужно было видеть. Позвал на помощь жену — она тоже архитектор, мы вместе учились в Московском архитектурном институте и вместе работали в группе главного художника VI Всемирного. Тут уж наперебой рассказывали сыну, как рождались идеи оформления улиц и площадей, как за полночь сидели над фестивальными проектами.
Да, хлопот было много, но вот наступил, наконец долгожданный день. Мы заняли места у самого входа на стадион в Лужниках. Ждем. А участников фестиваля нет и нет. Открытие запоздало на час, а то и больше. Оказывается, фестивальные машины, пока ехали сюда от ВДНХ, еле-еле пробились через толпы ликующих москвичей.
Зрелище было потрясающее! Помню, руководитель нашей мастерской В. И. Долганов, человек уже немолодой, сдержанный, не утерпел, когда на фоне ржаного поля появилась черная бомба, а потом ее перечеркнули размашистым красным крестом, и вместе с нами с юношеским азартом кричал: «Мир, дружба! Мир, дружба!»
Всего не перескажешь. И все же самым памятным для меня стала закладка Парка дружбы, который сейчас в полную силу разросся у Речного вокзала. Мне пришлось проектировать этот парк, с чего, собственно, и началась моя биография архитектора-ландшафтника. Более 25 лет занимался озеленением нашей столицы.
Сейчас рядом с Парком дружбы, на месте деревушки Аксиньино, поднялись современные жилые кварталы. Есть там, кстати, и улица Фестивальная. А тогда на территории будущего парка были карьеры кирпичного завода да непролазная грязь. Нужно было подготовить площадку, запастись посадочным материалом, словом, работы хоть отбавляй. А вот механизмами и другими техническими средствами в те годы мы были, увы, небогаты. Нам смогли выделить лишь один бульдозер, остальное пришлось делать вручную. Но с каким задором и энтузиазмом трудились тут мы и наши помощники — студенты, комсомольцы московских предприятий!
Пришло время встречать гостей. Не забыть, с какой любовью и старанием окапывали тонкие саженцы юноши и девушки из Вьетнама, Сирии, Ливии, Чехословакии, США. Гости привязывали к деревцам пластиковые мешочки с записками, в которых оставили свои адреса и добрые пожелания. Я заметил: многие зарубежные участники фестиваля увозили с собой щепотку московской, такой для них дорогой и гостеприимной земли — на память.
Вспоминается и то, что наши русские елочки и березки хорошо прижились в других странах, где проходили фестивальные форумы,— в Болгарии, на Шипке, в городском парке столицы Финляндии. Посадить дерево — это прекрасная традиция. Хочется, чтобы она была продолжена и на ХII Всемирном.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Летопись интеграции
Фестивальная панорама «Смены». Юность планеты: борьба и надежды. Солидарность
Сатирическая фантазия