Море и вся жизнь

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1149, апрель 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

То, что Алексей Лопатников оказался самым молодым участником Всесоюзной выставки произведений молодых художников, могло быть случайностью. Но не случайно, что представительное жюри за картину «У моря» удостоило его премии ЦК ВЛКСМ, – награждается не возраст, а мастерство.

В картине со столь конкретным названием «У моря» моря нет. Художник сознательно отказывается от прямолинейного хода, показывая лишь форштевень баркаса на желтом песке и загорелую фигурку мальчишки, бегущего в синеву. Нет изображения моря, но есть его ожидание, настолько ощутимо наполненное цветом, запахом, звуками, что оно невольно передается зрителю.

«Непрямолинейность» хода можно считать отличительной особенностью искусства молодого художника. Так, тему другой своей картины, «Рыбаки», Лопатников стремится решить, отказываясь от традиционного показа самого трудового процесса, хотя именно такой путь соблазнителен зрительными эффектами с непременным изображением бурного моря, напряженных поз, острых ракурсов, сверкающих на солнце богатых уловов. Художник сознательно оставляет все это «за кадром». Но в сильных, скульптурно вылепленных фигурах рыбаков, в упругом движении фона, в мощной пластике вещного мира чувствуется пафос рыбацкого труда.

Тяготение художника н морской тематике вполне объяснимо: он родился в Одессе, здесь окончил художественно-графический факультет педагогического института. Однако морскими пейзажами, сюжетными картинами, связанными с этой темой, даже продолжающимся большим циклом «Труженики моря» не замыкается круг его творческих интересов. Лопатникова влекут и «вечные» темы искусства Одна из них – материнство – нашла свое выражение в картине, которую вы видите на этой странице. Но отдавая дань традиционной теме материнства, художник стремится расширить ее до проблемы поколений. В сущности, картина «Матери» могла бы иметь второе название – «Три поколения», настолько отчетливо прослеживается в ней тема преемственности. Можно, конечно, спорить, достиг ли здесь художник психологической убедительности образов (задача, отметим кстати, весьма трудная для человека с малым жизненным опытом), но бесспорно, что картина молодого живописца обладает зрелыми художественными достоинствами.

В квадрате холста художник мастерски строит круговую композицию, нан символ вечного материнства. Построенная на замедленных ритмах, картина лишена внешней динамики действия; легкое движение дает лишь отдуваемая ветром занавеска, и этого маленького штриха оказывается достаточно, чтобы картина «пошла». Цвет, взятый крупными пятнами, спокойная уравновешенность построения делают то, что небольшая станковая картинг начинает говорить языком монументальных форм, сохраняя при этом тон кий, проникновенный лиризм.

И тут нельзя не сказать, что лирическое начало в соединении со светлым юношеским ощущением жизнь проходит через все работы молодого художника. Это – драгоценное качество. Не хочется объяснять его только возрастом самого живописца. Хочется верить в его постоянство.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены