Молодые таланты

Н Балабанова| опубликовано в номере №560, сентябрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно в Москве проходили гастроли Ленинградского Малого оперного театра. Каждый вечер в переполненном до отказа зрительном зале филиала Большого театра возникала та горячая и взволнованная атмосфера, которую рождает только большой и прочный успех - Яркую и разнообразную программу оперных и балетных спектаклей показал театр, но всех их роднила какая - то особенная свежесть и воодушеалённость исполнения, звонкая нота молодости, которая так волновала и покоряла зрителей. Целая плеяда молодых мастеров театра дебютировала перед московским зрителем в ведущих партиях спектаклей.

Выпускница Ленинградского хореографического училища двадцатичетырёхлетняя Валентина Карюкина за четыре года работы в театре прошла путь от отдельных эпизодических ролей до главной партии Беатриче в «Мнимом женихе».

Приятно было видеть, как в этом балете в бешеном вихре, постукивая кастаньетами, пляшет молодая итальянка огненную тарантеллу. Это Кира Шилова - характерная танцовщица. А вот Александр Мирецкий, яркий комедийный актёр. Он хорошо запомнился зрителям исполнением партий Золотого петушка в балете «Чудесная фата», фокусника в «Шехерезаде». Двадцатишестилетний артист Николай Морозов стал одним из ведущих актёров театра, создав такие образы, как Иван в «Чудесной фате», Фарис в «Шехерезаде», Флориндо в «Мнимом женихе».

Театр вырастил не только талантливых артистов, но и не менее способных режиссёров и постановщиков.

Молодой режиссёр А. Киреев, ассистент по спектаклю «Молодая гвардия», за пять лет осуществил постановку спектаклей «Снегурочка», «Паяцы», «Черевички», «Манок Леске». Молодой дирижёр Г. Рафалович ведёт оперы «Воевода», «Риголетто», «Лакмэ».

Молодые зрители особенно благодарны театру за постановку новой оперы композитора Ю. Мейтуса «Молодая гвардия». Этот спектакль можно назвать молодёжным не только по теме, но и по составу исполнителей: образы юных героев воплощают на сцене пять самых молодых артистов театра - студентов Ленинградской государственной консерватории.

- Кажется, ещё совсем недавно я снял погоны воина, но вот я, студент третьего курса консерватории, на сцене одного из крупнейших театров страны в роли члена «Молодой гвардии» Вани Земнухова, - волнуясь, говорит Владимир Щавинский. - Годы войны я, как и мой товарищ Володя Журавленко, исполнитель роли Олега Кошевого, был на фронте. И, освобождая нашу землю, мы думали о них, о героях - молодогвардейцах, просто и величественно отдавших жизнь за счастье Родины. Мы были комсомольцами, и нам хотелось с честью оправдать это высокое звание, быть такими, как краснодонцы. А в тихие минуты после боя на привалах пел я бойцам свои любимые песни; их подхватывал дружный и сильный хор голосов...

Кончилась война. Владимир Щавинский пошёл учиться в консерваторию... И вот сбылась его мечта о воплощении на сцене образа молодогвардейца.

В. Щавинский, В. Журавленко, как и другие исполнители оперы, - люди одного поколения с героями «Молодой гвардии». Они прошли трудный путь войны, они знают силу мужества и героизм нашей советской молодёжи, её беспредельную любовь к Родине. Поэтому так правдивы созданные ими образы.

... День за днём проходит перед нами славная жизнь героев «Молодой гвардии». С каждой минутой растёт волнение зрителей: не спектакль - сама жизнь, бурная и вдохновенная, врывается в стены театра... Идёт допрос Ульяны Громовой (её роль исполняет аспирантка консерватории И. Тимонова). Руки Ульяны в крови, изорвано платье, разметались по лицу - пряди тёмных волос... Но, гордо выпрямившись, она бросает в лицо обезумевшему палачу Брюкнеру: «Вам нужны жертвы, стреляйте...», - и раскрывается перед нами в этой сцене неисчерпаемое богатство душевной чистоты героини. Красной нитью проходит в опере центральная светлая тема - тема любви к Родине.

Проникновенно и искренне воссоздаёт образ Валерии Борц самая молодая исполнительница - студентка Ленинградской консерватории С. Баскова.

Малый оперный театр с гордостью называет себя «театром современной оперы и балета» и в работе над советскими спектаклями требует от артистов глубокого проникновения' в идейную сущность произведения, правильного, реалистического толкования и раскрытия музыкального и сценического образа.

Гармоническим единством музыкальных и драматических выразительных средств издавна славится русская классическая оперно - исполнительская школа. Следуя этой замечательной традиции, обогащаясь и совершенствуясь в работе над современными спектаклями под руководством опытных мастеров Э. Грикурова, Б. Фенстера, С. Шапошникова, Г. Исаевой и других, выросла в театре способная и одарённая молодёжь.

По мотивам вдохновенного произведения Н. Островского «Как закалялась сталь» создан балет композитора М. Чудаки «Юность». Это смелая попытка воссоздать средствами хореографического искусства эпизоды, из жизни юных героев гражданской войны. От эпизода к эпизоду проходит перед нами процесс идейного возмужания подростков, становящихся участниками грозных военных событий, солдатами революции.

В постановке этого спектакля большая роль выпала на долю молодёжи. Большинство исполнителей главных партий балета - молодые артисты.

... Берег реки. Петя с товарищами удит рыбу. Гимназистка с аккуратно заплетёнными косичками приближается к юным рыболовам. Сцена эта построена в традициях классического танца. Сочетание современного реалистического жеста с классической техникой балета помогает Леониду Федорушко воссоздать образ недоверчивого, по - мальчишески задорного паренька. Артист находит выразительные приёмы, обогащающие пантомиму и танец. Образ гимназистки. Лены, друга и помощника Пети, с простотой и обаянием раскрывает артистка Мария Мазун, знакомая нам по ряду удачно сыгранных ролей: танцовщицы Сванильды в балете «Коппелия», Кляриче в «Мнимом женихе», Фадетты из одноимённого балета Делиба.

Молодые артисты театра живут богатой идейной жизнью. Они с глубоким интересом изучают историю ВКП(б) в кружке, которым руководит молодой режиссёр Нина Самосуд. Мария Мазун и Леонид Федорушко усердно готовятся к занятиям в университете марксизма - ленинизма. Кира Шилова недавно закончила двухгодичный Университет литературы и искусства при ленинградском Доме искусств. Театр с радостью несёт своё искусство в народ. Выезды на предприятия и заводы стали традицией. Молодые артисты знакомят рабочих с историей своего театра, проводят доклады и беседы о развитии советского искусства, руководят самодеятельными ансамблями в танцевальными коллективами. В этом общения и крепкой нерушимой дружбе - залог успешной творческой работы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Тридцать девять медалей

Беседа с государственным тренером СССР по лёгкой атлетике мастером спорта Л. Хоменковым