Басня, один из древнейших жанров литературы, успешно развивается в наши дни.
Среди старшего поколения советских баснописцев следует назвать прежде всего С. Михалкова. Его лучшие басни - неоспоримое доказательство жизненности этого жанра. Известны басни поэтов Н. Минина и А. Малина, поэта-колхозника И. Рослова, аварского поэта Г. Цадаса, белорусского поэта Н. Корбина.
Всё чаще обращается к басне поэтическая молодёжь. Отдельным сборником вышли басни молодого донецкого поэта П. Шадура. В городе Фрунзе изданы «Басни и фельетоны» Я. Земляка.
В баснях этих поэтов чувствуется дыхание современности: темы их актуальны, факты, положенные в их основу, достоверны. Многие басни удачны потому, что построены на хорошо знакомом авторам жизненном материале.
Значительное место в творчестве молодого донецкого поэта П. Шадура занимает шахтёрская тема. Но больше всего ему удаются басни на международные темы. Он умеет дать живую политическую сценку, раскрыть в аллегорических образах не только суть явления, но и дополняющие его характерные подробности.
Басня Шадура «Воинственная Горилла» - умная, разящая сатира на современных заокеанских глашатаев атомного жупела. Убийственно метко поэтом нарисованы Гориллы - распоясавшиеся клевреты Уолл-стрита - и их подручные - газетные Шакалы, отравляющие сознание Страусов - обывателей - дурманящим ядом атомно-водородной пропаганды.
В своей лютой ненависти к демократическим странам новые претенденты на мировое господство не брезгают ничем. Не так давно был сброшен на поля Германской Демократической Республики колорадский жук. Шадур. используя этот факт, удачно обобщил в образе колорадского жука сущность каннибальских замыслов американских империалистов, стремящихся вовлечь в пучину новой войны весь мир.
В басне «Независимая Щука» Шадур разоблачает закулисные махинации американских политических гангстеров - Акул, которые в период предвыборных кампаний выставляют своими кандидатами якобы независимых, но, в сущности, безвольных марионеток - Щук, Международной теме посвящает свои басни Я. Земляк («В мире зверей», «В мутных водах» и др.).
Молодым авторам служат мишенью для сатиры и пережитки прошлого в нашей среде. Баснописцы разоблачают бездушных формалистов, критиков-кропателей, угодливо приноравливающихся к мнению литературных «Иванов Кузьмичей» (П. Шадур «Начальник и Карандаш», «Заяц-поэт»). нерадивых и нерасторопных хозяйственников (Я. Земляк «Колоски»).
Наряду с интересными поэтическими находками, запоминающимися строчками в книгах молодых баснописцев есть и серьёзные недостатки. Порой авторы сбиваются с правильного пути, начинают некритически относиться к старой басенной форме, механически заимствовать и повторять уже известные ситуации и темы. Это сказывается на баснях П. Шадура «Медведь на базе», Я. Земляка «Бабка Фёкла и Козёл». «Бурундук и Крот», «Мыльные пузыри».
Некоторые басни П. Шадура в художественном отношении ещё несовершенны. Хорошая по замыслу басня «Лес и Суховей» поэту не удалась. Здесь автором использована внешняя аналогия, послужившая основанием для морали, в конце же поэт сбивается на риторику.
В некоторых баснях молодых поэтов заметно слишком лёгкое, а подчас и произвольное обращение с басенными персонажами. Поэту никогда не следует забывать, что аллегория должна иметь своё конкретное лицо.
Аллегория в басне не может нести лишней смысловой нагрузки. В этом случае она становится расплывчатой и. перекочёвывая из одной басни в другую, превращается в туманное иносказание, о реальном содержании которого бывает трудно догадаться. В этом убеждают некоторые басни Я. Земляка. Басня «В мире зверей» в основном удачна. Аллегории её ясны: американская пятнистая Гиена, британский захудалый Лев. французская Лисица, фашистский Волк, отпущенный из плена. Кабан - немецкий Рур, которого никак не поделят между собой империалисты. Мы согласны с выводом автора, что «скоро перегрызётся вся свора». Но вот в басне «Гиена, Крысы. Кот, Медведь» появляется опять как будто та же Гиена. А кто же такой Кот. кто такие Мыши, которых он должен «гнать взашей», кто такие Крысы, которым он должен «дать покой»? Неизвестно.
За свою многовековую историю басня прошла путь от дидактической. нравоучительной сентенции до современной боевой, обличающей и метко разящей басни-фельетона.
Баснописцы - предшественники Крылова - в основном не выходили за пределы поучения. Ивану Андреевичу Крылову принадлежит бессмертная заслуга создания сатирической басни-комедии, что придало этому жанру большую общественную значимость.
После Крылова басенное творчество находилось продолжительный период в состоянии застоя.
Басню возродил и восстановил в правах Демьян Бедный, наполнив её новым, политически насыщенным содержанием.
Ценный вклад в советскую басенную сатиру внёс лучший, талантливейший поэт советской эпохи В. В. Маяковский.
Молодые баснописцы должны неустанно учиться у классиков, у основоположников советской басни и у своих старших товарищей, создающих яркие, политически заострённые басни. Хочется пожелать им большей смелости в критическом подходе к традиционной басенной манере, в стремлении ПО-HOBOMУ переосмыслить старую басенную мораль, сделать её афористичное и обобщенное, беря для басни исторически конкретный, политически действенный материал.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.