Молодежь — Наука — Производство

А Лиханов| опубликовано в номере №984, май 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

— ЗАВОДСКАЯ АСПИРАНТУРА?»

— Ну, что ж, можно ее и так назвать. Дело не в названии. Дело в той огромной практической пользе, которую приносит аспирант, пришедший с завода, науке, а особенно производству.

Не могу не рассказать о своем бывшем аспиранте, теперь кандидате наук Александре Михайловиче Трусе. Он работал на заводе «Сибсельмаш», а у меня учился заочно.

Надо сказать, людей, которые хотели бы стать аспирантами, много. Я всегда со всеми беседую, хочу выяснить, с чем человек пришел сюда, кроме заявления, какие у него в голове идеи, предложения. Печально, но факт: у большинства идея одна — защитить диссертацию, стать кандидатом наук, а по какой теме, все равно.

Когда я стал говорить с Трусем, на столе лежала пружинка. Он повертел ее в руках и назвал несколько любопытных мыслей о работе ударной пружины. Кандидатская работа А. М. Труся дала большой экономический эффект.

Глубокое уважение у меня всегда вызывают «соискатели». Таким, довольно условным наименованием мы зовем тех людей, кто, работая на заводах, в проектных институтах, находит интересную мысль, которая впоследствии становится научной работой, диссертацией. Для разработки этой мысли, для оформления диссертационной работы, для сдачи кандидатского экзамена они «прикрепляются» к какой-то кафедре. Сейчас у меня шесть «соискателей».

Фактически эти люди и есть тот искомый идеал инженера, мыслящего творчески, ищущего, который должен быть истинным командиром производства на нынешнем уровне. Его мысли носят самостоятельный научный характер.

Ученый на производстве — не приходящий, не «внедряющий», а ученый — участник производства — вот что такое «соискатель», а затем и кандидат наук.

Один из моих «соискателей», Станислав Петрович Родыгин, теперь кандидат наук, старший инженер завода «Сибсельмаш», свою научную работу по пневмоприводам полностью внедрил в производство. Универсальную машину, соединяющую в себе молоток, дрель, гайковерт, перфоратор, создал Виктор Борисович Хан. Сейчас налаживается массовый выпуск этих машин.

— ВИДИМО, ЭТО ТРЕБУЕТ ОТ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОИЗВОДСТВЕННИКОВ САМООТВЕРЖЕННОСТИ? ЗАЩИЩАТЬ ДИССЕРТАЦИИ, ТАК СКАЗАТЬ, БЕЗ ОТРЫВА ОТ РАБОТЫ ДОВОЛЬНО ТРУДНО?

— Когда Александр Михайлович Трусь стал кандидатом, он признался мне: четыре года подряд, пока готовил работу, спал в сутки всего по четыре часа. Трусь — сильный человек, зрелый инженер, но это пример и для студентов. Им можно спать и побольше, но если в двадцать лет мучает бессонница и нерешенная инженерная проблема, толк из человека выйдет!

— ВИДИМО, ВАША ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ МОЖЕТ ВО МНОГОМ СЧИТАТЬ И СВОИМИ…

— Да. Но не только. Мы стремимся не отстать от наших вчерашних аспирантов, «соискателей», а ныне кандидатов и докторов наук. Девизом кафедры всегда было практическое применение теоретических поисков.

Недавно мы получили патент на абсолютно практическое изобретение — оригинальную рукоятку для машин ударного действия, вещь, крайне необходимую практике.

Творческая работа научных сотрудников кафедры, как правило, трехступенчата. В ней принимают участие доцент, преподаватель или аспирант, студент. Так, в разработке новой конструкции обучающего устройства, на которую получено авторское свидетельство как на изобретение, участвовали доцент В. Ф. Хон, старший преподаватель кафедры Ю. П. Кузьменко и студент Володя Сидоров.

Так что «практицизм» налицо.

— А ТЕОРИЯ?

Вместо ответа профессор протягивает мне солидный том. Учебное пособие для высшей школы — «Теория подобия и размерностей. Моделирование».

— И еще один пример, если уж говорить о качествах молодого исследователя — студента, аспиранта, которые особенно привлекательны.

Ко мне в аспирантуру поступил физик-теоретик Либерт Минкевич. Проблема, которую он сам выбрал, потребовала не только карандаша и бумаги, но и умения быть токарем, фотографом, слесарем. Хорошего в этом, признаться, мало. Это бы должны делать рабочие, но лишних рук у нас нет. Значит, и в плохом надо усматривать хорошее. Минкевич токарил, мотал катушки, усвоил моделирование на электронной машине.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены